Чему должен научиться ребенок

Чему должен научиться ребенок

Какими основными навыками овладевает ребенок в течение первого года жизни? В этой статье мы подробно расскажем о том, чему должен научиться малыш к 3, 6, 9 и 12 месяцам.

Что малыш должен уметь в 3 месяца

В этом возрасте у ребенка угасают основные рефлексы новорожденных. Он может фиксировать взгляд на предмете около 15 минут. Малыш отчетливо выделяет маму и папу среди всех взрослых и даже может испугаться и заплакать, если увидит незнакомого человека или услышит неизвестный голос. Ребенок улыбается в ответ на позитивные эмоции от близких людей.

В 3 месяца малыш уже уверенно держит голову и опирается на предплечье. Лежа на спине, ребенок с удовольствием будет рассматривать предметы на расстоянии 20 см. Он способен держать в руке игрушку и тянуть ее к себе в рот. Через вкусовые и тактильные рецепторы ребенок познает окружающий его мир.

Малыш в этом возрасте чуть меньше спит днем, потому что у него возрастает потребность в исследовании окружающего мира. Важно, чтобы общение с ребенком и новые впечатления были в меру, потому что дети быстро переутомляются, из-за чего могут возникать истерики.

Для психомоторного развития малышам этого возраста подходят развивающие коврики и игрушки из натуральных материалов.

Что малыш должен уметь в 6 месяцев

По сравнению с развитием ребенка в 3 месяца, к 6 месяцам у малыша появляется ряд новых освоенных им навыков. Итак, что же в норме умеют шестимесячные детки?

В этом возрасте ребенок активно переворачивается со спины на живот. В таком положении удобно рассматривать окружающие предметы и дотягиваться до любимых игрушек. Данный навык у каждого малыша появляется индивидуально, его можно стимулировать с помощью массажа и гимнастики. Наиболее частый период переворачивания приходится на возраст 6–7 месяцев.

В 6 месяцев ребенок может ползти по-пластунски, если увидит перед собой интересный предмет и захочет до него дотянуться.

У многих детей появляются первые резцы снизу, это совпадает с активным пищевым интересом малыша. Он внимательно наблюдает за взрослыми во время обеда и просит еду с общего стола.

Ребенок четко отличает маму и папу от дальних родственников и по-прежнему может испугаться незнакомых ему людей. Он способен издавать слоги и голосить в ответ на разговор или эмоции родителей.

Что малыш должен уметь в 9 месяцев

Мы уже знаем, что малыш умеет в 3 и в 6 месяцев. Теперь пришло время узнать о навыках, которыми малыш должен овладеть к 9 месяцам.

В этом возрасте ребенок легко может вставать на ножки и перешагивать вдоль опоры. Он способен подтягиваться, если ухватится за перила, и стоять на ногах. Навык ползания на четвереньках в этом возрасте уже полностью освоен. Обычно дети могут переползать по комнате на четвереньках и вставать вдоль опоры на ноги, чтобы увидеть понравившийся им предмет.

В 9 месяцев у детей активно развивается познавательный навык. Они тянут любые предметы на себя, поэтому важно, чтобы пространство для развития малыша было безопасным. Ребенок может произносить простые слоги: «ма-ма», «па-па», «ба-ба», «ди» и т. д. Он уже различает интонацию родителей и реагирует плачем, если ему что-то запрещают.

В этом возрасте у ребенка может быть порядка 4–6 зубов, он уже освоил навык сидения на стульчике, держит ложку в руке и пытается подносить еду ко рту или играть с ней в тарелке. Режим дня у малыша сформирован, и спит он в среднем по 2–2,5 часа 2 раза в день.

Что малыш должен уметь в 12 месяцев

В годовалом возрасте подводится некий итог развития всех навыков, которыми малыш овладел к 3, 6 и 9 месяцам.

В год дети активно осваивают ходьбу. Кто-то уже уверенно топает и держит равновесие, а кто-то только пытается сделать первый шаг и с осторожностью плюхается на попу. Как правило, за ручку дети в этом возрасте уже способны перешагивать препятствия.

С года ребенок осваивает предметную игру. Он способен играть с подручными предметами и повторяет простые действия старших детей с мячом или в песочнице. У ребенка по-прежнему ведущими остаются вкусовой и тактильный познавательный каналы — все, что попадает ему в руки, тут же отправляется в рот. Поэтому в этот период особенно важно соблюдать безопасность и гигиену.

В 12 месяцев ребенок хорошо различает близких и чужих людей. Он может больше привязываться к одному из родителей, это нормально. Малыш способен говорить простые фразы: «мама дай», «папа на», «дай пи» и т. д.

У ребенка появляется навык самостоятельной еды. Он уверенно держит ложку в руке и подносит ее ко рту. В этом возрасте малыш может пережевывать пищу в виде небольших кусочков. Обычно во рту уже есть 8–14 зубов.

В завершение хотим отметить, что все особенности развития носят индивидуальный характер, и у каждого ребенка они могут появляться с разницей в несколько месяцев.

Почти первоклассник: чему должен научиться ребёнок и можно ли сменить школу

До новой учебной поры осталось всего каких-то полгода. И вот, в сентябре кто-то впервые зайдёт в аудиторию высшего учебного заведения, кто-то перейдёт в следующий класс, а кто-то только начнёт знакомиться со школьной жизнью. Вот о последних — о будущих первоклассниках — мы и поговорим.

Чему должен научиться ребёнок до прихода в первый класс? Как поступить, если малыш ходит на подготовительные занятия, но толка от этого — ноль? Какие психологические тесты проводят школы? Ответы на эти и другие вопросы — в нашей статье.

1. Что ребёнок должен научиться делать на подготовительных занятиях?

На подготовительных занятиях детей учат в первую очередь соблюдать школьную дисциплину. Малышу сложно адаптироваться мгновенно к школьному расписанию, сидеть на уроке тихо, не кричать с места и т.д. Именно предварительные тренировки помогают не только узнать и понять, как именно будут проходить в дальнейшем уроки в школе, но и выработать привычку соблюдать все правила.

Будущему первокласснику необходимо:

  • научиться сосредотачиваться, слушать преподавателя и смирно сидеть за партой;
  • уметь слушать ответы и вопросы одноклассников;
  • быть способным задать вопрос, при этом соблюдая правило поднятой руки;
  • научиться контактировать с другими детьми и уметь строить отношения в коллективе.

Помимо дисциплинарных и организационных моментов, ребёнок подготавливается к изучению «наук». На подготовительных уроках дети начинают осваивать буквы и цифры, изучать элементарную лексику иностранного языка, заниматься танцами, пением, рисованием и лепкой.

Если планируется, что малыш пойдёт в первый класс в учебное заведение, работающее по образовательным программам, утверждённым Департаментом образования города Москвы, то вышеуказанных умений и навыков вполне достаточно для успешного поступления.

2. Что делать, если школа, куда ребёнок ходит на выбранные подготовительные курсы, не устраивает родителей? Как поменять школу?

Механизм действий по смене подготовительных занятий напрямую зависит от того, как родители выбрали и записались на эти самые курсы.

Если запись на курсы произошла вследствие подачи соответствующего заявления на электронном сервисе, то и вносить какие-либо коррективы следует также в электронной форме. Следует обратить внимание на специфику подачи заявления онлайн: сервис предлагает сразу три школы на выбор, причём одно учебное заведение должно относиться к прописке ребёнка, а две другие выбираются произвольно. Однако принимают детей в школу в конкретном порядке: сначала записывают детей, живущих рядом, и только потом — остальных желающих.

Если же заявление на поступление в начальную школу подавалось через детский сад в пределах одного холдинга, то при желании сменить учебное заведение сначала следует обратиться в школу для удаления ребёнка из списка будущих первоклассников. После соответствующего обращения можно будет снова выбрать другую школу.

3. Что нужно для поступления в школу?

Для того чтобы поступить в государственную школу, следует пройти диспансеризацию у врачей и обзавестись медицинской справкой (форма 026/у-2000). В государственных образовательных учреждениях столицы это можно сделать прямо в детском саду. Информацию о сроках диспансеризации следует получить у старшего воспитателя.

4. Ребёнок посещает подготовительные занятия, но у него почти нет прогресса в приобретённых умениях и навыках. Что делать?

Обратить на своего ребёнка внимание ещё раз.

Прогресс есть всегда, но каждый ребёнок индивидуален. Если малыш соседки мгновенно запоминает цифры, а ваш ребёнок не может похвастаться подобным умением, это ещё не значит, что теперь у него уже не получится ничего запоминать.

Одни дети более подвижные, им тяжелее сосредоточиться, но они познают мир в динамике, другие же ребята сосредоточенны и осваивают знания медленно и верно. Главное — не спешить и не давить на ребёнка.

5. Нужно ли дополнительно заниматься с ребёнком дома?

Ответ на этот вопрос некоторым образом вытекает из предыдущего — на ребёнка не стоит давить. Не нужно полностью дублировать практику из подготовительных занятий, однако заниматься с малышом необходимо.

Каким же образом развивать своего ребёнка? Всё просто — уделяйте малышу как можно больше своего времени. Никакие занятия и кружки не заменят родительского внимания. Устраивайте совместные походы в кино и театры, посещайте выставки и музеи, вместе рисуйте, пойте, танцуйте, играйте в спортивные игры, выдумывайте истории и многое-многое другое. Именно такие общие занятия формируют детский интеллект и расширяют кругозор малыша. Привычные игры, упражнения и даже обычные разговоры оказывают на ребёнка неизменно благоприятное влияние: у малыша развиваются координация, мелкая моторика, память, логика, пополняется словарный запас.

Узнать подробнее про подготовку детей к школе вы сможете в пособиях серии «Предшкольная пора».

6. На подготовительных занятиях по прошествии полугода проводится психологический тест. Зачем он нужен?

Психологическое тестирование нужно для того, чтобы определить, насколько ребёнок готов к школе: какое отношение у него к дисциплине, коллективу и процессу получения знаний. Обращается внимание на развитие памяти и крупной и мелкой моторики. Если обнаруживаются какие-то проблемы, учителя дают свои рекомендации родителям (например, поход к логопеду, занятие определёнными упражнениями).

Также такие тесты необходимы и самой школе. Определяя уровень знаний и умений детей, педагогическому составу намного проще формировать равнозначные классы.

7. На что следует сделать акцент в последние месяцы подготовительных занятий?

С наступлением осени в жизнь ребёнка буквально «ворвутся» изменения, в ближайшие годы он станет ежедневно посещать образовательное учреждение, а 1 сентября станет новым значимым праздником.

Задача родителей — эмоционально подготовить ребёнка к школе, малыш не должен бояться туда идти. Кроме позитивного настроя, следует «настроить» ребёнка и дисциплинарно — подготовить малыша к режиму первоклассника. Родителям следует заранее приучать ребёнка отвечать за порядок в своей комнате, объяснить, почему так важно содержать рабочее место в чистоте. Необходимо ещё до школы определить распорядок дня: время приёмов пищи, время занятий и отдыха, час, когда следует ложиться спать. Также следует объяснить ребёнку (если вы не делали этого раньше) правила дорожного движения и разработать наиболее безопасный маршрут от школы до дома.

Консультация «Что должен уметь ребенок в 4 года?»

Алина Будыльская
Консультация «Что должен уметь ребенок в 4 года?»

Занятия для детей 4 лет

Папы и мамы всегда интересуются, как развивается их малыш. Сейчас речь пойдет о том, что должен уметь ребенок в 4 года. Ведь интересно узнать, в каких областях он особенно преуспевает, а на какие нужно направить более пристальное внимание. Навыки у малыша 4 лет

Итак, что должен уметь ребенок в 4 года:

– осознавать смысл обычных слов, таких как мебель, посуда, игрушки;

– знать несколько профессий, названия деревьев и животных;

– демонстрировать предметы, находящиеся от него справа, слева, сверху или внизу;

– сравнивать предметы по их параметрам – длина, высота, ширина;

Читать еще:  Как влияет никотин на человека

– различать, где один предмет, а где их много;

– раскрашивать предметы не выходя за определенные рамки;

– уметь нанизывать бусины и пуговицы;

– определить, какой из нескольких (4-5) предметов пропал;

– речь ребенка должна быть разборчивой и понятной;

– пересказывать своими словами содержание прочитанной сказки или стихотворения;

– различать разные погодные явления, времена года и суток;

– называть обычные бытовые предметы, различать их по цвету, объему, назначению;

– разглядеть картину, игрушку или определенный предмет и уметь составить его характеристику из нескольких предложений.

Это среднестатистические характеристики того, что должен уметь ребенок в 4 года. Развитие бывает опережающим, но малыш может несколько и не дотягивать до этих стандартов. Тут расстраиваться не нужно, лучше просто уделить больше времени занятиям. Может быть, даже обратиться за помощью к профессионалам.

Развитие речи ребенка в 4 года

В этом возрасте малыш должен использовать в своей речи порядка тысячи слов, строить фразы из 6-8 слов. Понимать его речь должны как его родители, так и совершенно посторонние люди.

Малыш должен знать отличия тела человека от строения тела животных, знать части тела.

Он может имена существительные верно переводить во множественное число. Ребенок уже знает значение предлогов (в, за, на, под, между, около и т. д.).

Он умеет поддержать беседу и свободно отвечать на такие вопросы: “Где гулял сегодня?”, “Что тебе купили?”, “Кого видел на улице?”, “Как ты был одет?”

Что еще должен уметь ребенок? 4 года – тот возраст, когда он может пересказать содержание сказки, услышанного рассказа, знать наизусть несколько детских стишков, считалок. Из детских авторов для этого отличного подойдут Б. Заходер, А. Вишневская, И. Бурсов и др.

Он должен правильно называть данные о себе и о своих ближайших родственниках: свою фамилию и имя, свой возраст, где он живет, а также имена родителей, братьев и сестер, бабушек и дедушек.

Развитие памяти, внимания, логического мышления

Для каждой из психологических характеристик четырехлетнего ребенка есть свои нормативы сформированности. Далее рассмотрим ориентировочные показатели для нормального развития памяти, внимания и логического мышления, а именно, что должен уметь ребенок в 4 года. В этом возрасте ребенок уже может:

-Устанавливать основные отличия между 2-я изображениями или предметами.

-Сложить из своего конструктора образец готовой постройки.

-Складывать пазл, состоящий из 2-4 частей.

-Выполнять задание на протяжении 5 минут не отвлекаясь.

-Складывать без посторонней помощи пирамиду, а также чашечки, укладывая их одну в другую.

-Класть в специальные отверстия недостающие фрагменты разрезанных избражений.

-Свободно определять, к какой общей группе относятся предметы или животные (кот, собака, петух, кролик, корова – это домашние животные; осень весна, лето, зима – это времена года и т. д.).

-Свободно определить в каждой группе объектов лишний предмет и сказать, почему он не подходит.

-Найти соответствующую пару каждому из предложенных предметов.

-Подбирать для предлагаемых словосочетаний противоположные: забор высокий – забор низкий, пояс узкий – пояс широкий, холодный кофе – горячий кофе, длинная веревка – короткая веревка и так далее.

-Запоминать и затем воспроизводить так называемые пары слов, которые озвучили взрослые: мальчик-девочка, кружка-вода, кошка-собака и так далее по примеру.

-Правильно отвечать и обосновывать свой ответ на такие вопросы: “Зачем зимой мы надеваем перчатки?”, “Для чего дома двери и окна?” И так далее.

Математическое мышление ребенка в 4 года

Как показывает практика, в возрасте четырех лет дети уже достаточно много знают и умеют. Что касается математического мышления, то в этом возрасте ребенок уже может:

-перечислять основные геометрические фигуры: квадрат, круг, прямоугольник, треугольник;

-знает и может перечислить все цифры от 0 до 10, а также может сосчитать все предметы в пределах 10-ти;

-легко может соотносить количество изображенных на картинке предметов с нужной цифрой;

-может расставить в возрастающей и убывающей последовательности все цифры от 1 до 5;

-понимает, что такое меньше, больше, поровну;

-постепенно учится писать цифры, а также параллельно знакомится с визуальной интерпретацией чисел.

Перечислив основные моменты в развитии умений ребенка 4 лет, теперь можно определиться с тем, какие занятия с малышом будут особенно востребованны в этот период. Далее рассмотрим, чем стоит заниматься с ребенком в свободное время, и какие занятия на развитие мышления и внимания необходимо с ним проводить.

Чем должен заниматься ребенок

4 года – это возраст, когда ребенок очень подвижен, активен и любознателен. Его интересует практически все, поэтому необходимо сразу же поддержать энтузиазм и заняться вместе с ним развивающими играми. К примеру, лепкой, рисованием. Лепят и рисуют дети в более раннем возрасте, только тогда техника достаточно примитивна. На данный момент же можно показать им, как необходимо держать в руке кисточку для рисования или фломастер, как верно обрисовывать фигуры. Можно обводить рисунки по контуру либо с трафаретом. Непременно нужно купить ребенку разукрашки, чтобы он мог заполнять цветом черно-белые рисунки. Кроме развития фантазии, так развивается мелкая моторика.

Развитие детского творчества

Применяя пластилин или глину, есть возможность не просто мять кусочек в руке либо лепить обыкновенные фигуры. Ребенок в 4 года может уже создать целую композицию определенной тематики: подводное либо лесное королевство, новогодний сюрприз или некоторых животных. Гуляя в парке, лучше предварительно насобирать желудей, интересных листочков, каштанов, а потом использовать их для поделок. Для того чтобы ускорялось развитие детей 3-4 лет, понадобятся различные пуговички, спички, бусинки либо обычные зубочистки, поскольку именно мелкой моторике и всему, что с ней связано, необходимо уделять значительную часть детского досуга.

Особенности детей 4 лет

Не стоит забывать о простых, но в то же время действенных способах для развития эрудиции и общего мировоззрения малыша. Небольшие стишки и веселые рассказы – это отличный вариант для того, чтобы с пользой для себя и ребенка провести время.

Такие литературные занятия для детей 4 лет отлично формируют мировоззрение малыша, а также учат его быть добрым и порядочным, любить и уважать старших.

Стихи учат детей самым элементарным понятиям из зоологии, истории, географии. А если добавить сюда интересные и поучительные повести и фильмы, то и вовсе можно достигнуть уровня максимального развития эрудиции ребенка.

Чему учить и как учить

Если до этого малыш делал аппликацию из готовых элементов, то в 4 года можно уже разрешить пользоваться ножницами, чтобы он сам вырезал фигуры. Не нужно добиваться вырезать что-то трудное. Можно просто нарисовать ему на цветной бумаге большие геометрические фигуры, которые он должен вырезать. Приклеивать можно не только лишь бумагу, но и посыпать специальным бисером, крупой или цветным песком.

Если ребенок еще не умеет считать, самое время этому научить, поскольку математика для детей 4 лет может оказаться достаточно интересной и увлекательной игрой. Это хорошо делать во время прогулки. Можно проводить математические занятия для детей 4 лет, предлагая им пересчитывать деревья, ступени, автомобили, окружающих людей, сооружения, птичек. Можно попробовать разъяснить простые математические действия, используя свои пальцы, спички или специальные счетные палочки. Можно начинать учить читать, заучивая готовые фразы. Очень удобно иметь специальные кубики со слогами либо приобрести магнитную доску со знаками. Если у него возникнут трудности, либо он начнет привередничать, не настаивайте, отложите занятия. Можно также приобрести книжку и изучить стишки для детей 4 лет.

Игры и игрушки для малышей в 4 года

Четыре года – возраст, полностью подходящий для того, чтобы вывести сына или дочку в цирк или кинотеатр. Не нужно сразу брать билеты в первые ряды. Просто ребенок может не совсем правильно отреагировать на звучные выкрики клоунов, хлопки, рычания животных. Потому лучше занять другие места, приблизительно с десятого ряда и выше.

Развитие детей 3-4 лет включает занятия с любимым конструктором, собирание интересной мозаики. Только задания нужно со временем усложнять, постепенно добавляя большее количество элементов и понижая их размеры. Очень неплохой конструктор LEGO, детали которого рассчитаны на различные возрастные категории. Из него можно собирать не только лишь обыкновенные дома либо машинки, но и галлактические и пиратские корабли, разные самолеты, сооружения, ботов. Нужно лишь докупать дополнительные элементы.

Друзья в этот период

В таком возрасте можно иметь уже одного или двух друзей, вместе гулять и играть во дворе, попеременно ходить в гости. Им будет любопытно играть сообща, а у их мам при этом появится немного личного времени. Обычно девочки играют в куколки, поликлинику, семью, а мальчишки – в машинки либо конструктор. Малышей можно занять на определенное время, если предоставить им коробку и попросить соорудить дом. Пускай они вырезают окошки, разукрасят стенки, расставят мебель, заселят игрушечных обитателей.

Полезные советы папе и маме

Еще не так давно было желание, чтобы малыш быстрее начал кричать. На данный момент хочется, чтоб он хоть время от времени помолчал. Наступил такой период, когда неугомонного «почемучку» интересует все: «Почему собака гавкает, а кошка мяукает?», «Почему травка зеленоватая, а небо голубое?», «Почему звезды видно только в ночное время, а солнышко днем?» И еще много различных «почему».

Детки не только лишь желают это выяснить, но и понять, то есть осознать, почему происходит конкретно так. Время от времени от этих «почему» у папы и мамы идет кругом голова, особенно если один вопрос задается не один раз, и необходимо все разъяснять вновь. Тут самое главное – проявить терпение и мудрость. Чтобы чуточку приостановить напор пытливого ребенка, можно у него спросить, что он сам думает об этом или другом. Так у него появится возможность немного самостоятельно поразмышлять, и тут нужно послушать его рассуждения.

Время от времени он может задавать вопросы на достаточно интересные темы. Не стоит его стыдить либо одергивать. Ведь для малышей нет запрещенных тем, ими движет только любопытство. Также рекомендуется не забывать про разные развлекательные игры, во время которых можно изготовить интересные поделки с ребенком 4 лет.

Развитие речи. Что должен уметь ребенок при поступлении в первый класс школы 1. Формирование звуковой культуры речи. – К концу старшего дошкольного возраста ребенок должен уметь четко и внятно произносить все звуки.

Консультация «Что должен знать и уметь ребенок в 3–4 года» Что должен знать и уметь ребенок в 3-4 года Трехлетние дети развиваются стремительно и скачкообразно. Умения малыша совершенствуются с каждым.

Консультация для родителей «Что должен уметь ребенок трех лет» Консультация для родителей: “что должен уметь ребенок 3 лет”. Дорогие коллеги, сейчас в век всеобщей компьютеризации новых технологий, легко.

Консультация для родителей «Что должен уметь ребенок к 1 классу» Консультация для родителей “Что должен уметь ребенок к 1 классу”. Общее развитие: -знать свою фамилию, имя, отчество, -знать, сколько ему.

Консультация для родителей «Что должен уметь ребёнок 3–4 лет» Что должен уметь ребенок 3-4 лет Физическое развитие 1. Ребенок умеет самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности.

Консультация для родителей «Что должен знать и уметь ребенок в 6–7 лет» • знать свою фамилию, имя и отчество, как зовут родителей, кем они работают, домашний адрес и телефон; • знать, в каком городе/стране он.

Презентация «Развитие дошкольника: что должен знать и уметь ребенок в 6 лет» Дети на 6 году жизни активно готовятся к поступлению в школу. Это самый ответственный период в жизни как ребенка, так и его родителей, ведь.

Родительское собрание в старшей группе детского сада «Что должен знать и уметь ребенок 5–6 лет» Тема: «Что должен знать и уметь ребенок в 5-6 лет». Цель: – ознакомление родителей с особенностями развития детей 5-6 лет. Задачи: 1. Формировать.

Читать еще:  Как бросить курить навсегда в домашних

Советы родителям будущих первоклассников «Что должен знать и уметь ребенок в возрасте 6–7 лет?» Уважаемые родители! • Помогите своему ребёнку овладеть информацией, которая позволит ему не растеряться в обществе. • Приучайте ребёнка.

Советы родителям «Что ребенок должен знать и уметь при поступлении в школу» Общие знания «Я» (имя, фамилия, пол, возраст, место проживания). Моя семья (Ф. И. О. родителей, состав семьи, профессии). Окружающий мир.

Чему учить ребенка

Большинство родителей в первую очередь интересует проблема интеллектуального развития ребенка. Причем не развитие речи, внимания, памяти, а умение малыша читать, считать, писать, говорить по-английски. Некоторые родители прилагают максимум усилий, чтобы сделать из своего ребенка восходящую звезду, и поэтому с трех лет водят его в англоязычный детский сад или музыкальную школу.

Бывает, что, настойчиво идя к своей цели, родители порой забывают о ребенке. Как развивается он физически и нравственно? Все ли звуки выговаривает? Какие сны ему снятся? Какое занятие у него любимое?

В развитии ребенка нет ничего незначительного, что бы не заслуживало родительского внимания. Но может, тогда предоставить развитие малыша природе, пусть он постигает мир спонтанно, сам приобретает необходимые ему навыки без помощи взрослых?

Действительно, благодаря врожденной способности к подражанию ребенок многому учится сам: ползать, стоять, ходить, бегать. Взрослые только создают для этого определенные условия или, при необходимости, помогают. Как много должен постичь трехлетний малыш! Четыре мира предстоит ему познать: мир природы, мир рукотворный, мир самих людей и внутренний мир своего Я. В каждом из миров ребенок должен ориентироваться, соотнося свои потребности и возможности. Ребенку предстоит овладеть богатством родного языка, его грамматикой и фонетикой, научиться ориентироваться в пространстве и времени, распознавать свои и чужие эмоции, обогатить свой сенсорный опыт.

Этот перечень столь же бесконечен, сколь бесконечна, разнообразна жизнь. Каковы же приоритеты отбора информации при организованном обучении, а по сути дела, осознанном, а не стихийном родительстве? На этот вопрос каждая семья отвечает самостоятельно, в соответствии со своими ценностями, интересами, семейными традициями. Конечно, у родителей будут и радости и неудачи. Чтобы последних было меньше, хочется познакомить мам и пап с несколькими типичными заблуждениями.

Заблуждение первое: «Главное – интеллект!»

Воспитанием шестилетней Танюши усиленно занималась бабушка. Пока родители находились на работе, бабушка, в прошлом педагог, всецело была поглощена обучением внучки. Девочка посещала подготовительные курсы при престижной школе, занималась музыкой и рисовала в изостудии у знаменитой художницы, к тому же каждый вечер читала по пять страниц текста и писала диктанты под руководством бабушки. Чтобы успевать всюду, бабушка одевала внучку, обувала, чуть ли не кормила с ложечки, не позволяя делать ей «лишних» движений. Шестилетнюю, физически здоровую девочку бабушка, гуляя с ней зимой, усаживала на досочку, подталкивала и скорей бежала вниз, чтобы встретить. Девочка же, скатившись, не делала даже попыток подняться, сидела, словно кукла, не пошевелив ни рукой ни ногой, и терпеливо ждала, когда бабушка подбежит к ней, поможет встать, возьмет досочку и за руку поведет внучку на горку.

Родители очень часто недооценивают значение двигательного развития детей. На самом деле у дошкольников сложно провести границу между физическим, в частности двигательным, развитием, с одной стороны, и интеллектуальным – с другой. В дошкольные годы дети совершенствуют двигательные навыки, в том числе моторику: грубую (способность совершать движения большой амплитуды: бег, прыжки, бросание предметов) и тонкую (способность совершать точные движения малой амплитуды). По мере развития тонкой моторики дети становятся все более самостоятельными, что заметно при выполнении ими повседневных действий. Развитие моторики позволяет ребенку непринужденно передвигаться, самому заботиться о себе и проявлять свои творческие способности. Вообще, все, что ребенок делает в течение дошкольного детства, становится основой не только формирования двигательных навыков, но и интеллектуального, социального и эмоционального развития. Поэтому столь важно обратить пристальное внимание на формирующиеся навыки и умения вашего ребенка. Предлагаем вам соотнести результаты ваших наблюдений и следующие утверждения. Какие из них можно полностью отнести к вашему ребенку?

  1. Ребенок хорошо бегает.
  2. Может менять скорость и направление бега по сигналу взрослого.
  3. Может перейти от бега к ходьбе по сигналу взрослого.
  4. Умеет бросать мяч, не теряя при этом равновесия.
  5. Умеет прыгать с места.
  6. Чередует ноги, поднимаясь по лестнице.
  7. Катается на трехколесном велосипеде.
  8. Может одновременно действовать руками и ногами (например, маршировать или хлопать в ладоши и притопывать).
  9. Самостоятельно одевается и обувается.
  10. Расстегивает самостоятельно молнии, пуговицы, кнопки.
  11. Берет предметы одной рукой, начиная отдавать предпочтение правой или левой руке.
  12. Сам ест.
  13. Умеет забивать гвозди молотком.
  14. Умеет пользоваться ножницами.
  15. Умеет копировать простейшие рисунки, круги, прямые, пересекающиеся линии.
  16. Рисует человека с шестью частями тела (голова, туловище, руки, ноги), хотя и примитивно.
  17. Собирает и разбирает трехсоставную матрешку.
  18. Собирает и разбирает трехсоставную пирамидку.

Если какое-то из утверждений вы не сможете в полной мере отнести к своему ребенку, то на это необходимо обратить внимание при занятиях с малышом.

Заблуждение второе: «Играют – значит, тратят время зря»

Прежде чем доказать обратное, приведем пример.

Мама трехлетнего Гриши забрала ребенка из частного детского сада, объясняя это тем, что воспитатели недостаточно серьезно занимались с детьми. «Как ни зайду в группу, так они то зайчиками прыгают, то снежинками кружатся, то, как осень, листочки раскрашивают. Никаких серьезных уроков: ни математики, ни английского».

Родителям дошколят иногда хочется поторопить время и сделать своих малышей старше их возраста. Едва ли не с самого рождения взрослые учат детей чтению, счету, отдают предпочтение энциклопедическим знаниям, но забывают о сказках и стихах. В результате трехлетние мудрецы не верят в Деда Мороза, не знают «Трех медведей», но замечательно ориентируются в динозаврах и компьютерах. Действуя из самых лучших побуждений, родители, увы, тормозят развитие важнейшего для дошкольников образного мышления – способности мысленно воспроизводить и осуществлять действия с объектами в их образном представлении. А ведь ни в каком другом возрасте у ребенка нет таких психических возможностей для развития этого вида мышления!

С одной стороны, дошкольник наиболее успешно обучается, если ему предоставляется образно организованная информация (вспомним зайчиков и снежинок в приведенном выше примере), с другой – чем лучше развито образное мышление, тем сильнее так называемая обучаемость ребенка. Так, с помощью ярких, впечатляющих образов вы можете увлечь ребенка любой областью человеческих знаний, заинтересовать любой деятельностью. Если вы превратите обычную кисточку для рисования в Королеву Кисточку, то малышу будет легче с ней обращаться бережно, а работать с пластилином будет не так утомительно, если приговаривать: «Господин Пластилин, не ленись! И в кого я скажу, превратись!»

Развитие образного мышления – необходимая ступенька в становлении интеллекта ребенка. Образовавшуюся пустоту в дальнейшем не восполнить. Образное мышление является фундаментом мышления логического. Развитие образности в сознании ребенка проходит несколько стадий: образ – символ – знак – понятие. А значит, образное мышление является основой и понятийного, абстрактного мышления. И чем выше уровень его развития, тем сильнее оно будет востребовано при усвоении большинства предметов школьной программы.

Поскольку образное мышление является основой всякого творчества, позволяет находить оригинальные решения в любой области, его важность не уменьшается и при сформированном логическом мышлении.

Аня Т. в возрасте трех лет десяти месяцев начала рисовать в своеобразной манере: на основе разноцветных пятен-клякс она изобретала необыкновенные художественные образы. Родители стали настойчиво обучать ее изобразительному творчеству, пытаясь заставить девочку использовать линию в своих рисунках. Через пять лет Анины работы показали профессиональному художнику. Не останавливаясь подолгу на последних рисунках Ани, он был изумлен шедеврами кляксами и воскликнул: «Дайте мне этого гениального ребенка!» Но увы! Девочка давно уже не рисует пятнами и при всем желании не может к ним вернуться.

Как только ребенок начинает пользоваться символами, его мыслительные процессы усложняются. «Водой» он называет воду, капающую из крана, и воду журчащего весеннего ручья. Малыш уже понимает, что песок в песочнице и в пластмассовом ведерке – один и тот же песок.

Умение использовать символы проявляется у ребенка в игре. Когда вашему малышу было два с половиной года, для игры ему нужны были игрушки, в точности напоминающие настоящие предметы. Для ребенка старше трех с половиной лет замещающие предметы могут быть совсем не похожи на реальные объекты. Так, карандаш может быть градусником, пистолетом, ложкой и даже волшебной палочкой.

Именно благодаря усложняющемуся образному мышлению ребенок начинает воспринимать другого человека как автономное существо, имеющее свои собственные чувства и взгляды. Образность, таким образом, формирует предпосылки социального развития, помогает овладевать навыками общения. Поэтому так важно уделять внимание развитию образного мышления на протяжении всего дошкольного детства.

Заблуждение третье: «Сказка – это несерьезно»

Родители дошкольников иногда недооценивают роль сказки в развитии ребенка. Детские сказки заменяются многочисленными энциклопедиями и обучающей литературой. Аргументируя свою позицию, мамы и папы заявляют, что знакомят детей с реальным окружающим миром, а не с выдуманными небылицами, что иногда сказки слишком жестоки и страшны, что все сказки ребенок узнал еще до трех лет и сейчас они для него неинтересны.

Л. Ф. Обухова: «Помимо игры и изобразительной деятельности, в дошкольном возрасте деятельностью становится также восприятие сказки. К. Бюлер называл дошкольный возраст возрастом сказок. Это наиболее любимый ребенком литературный жанр. Сказка – произведение искусства. И как почти каждый вид искусства, сказка становится своего рода психотерапией, потому что каждый человек (каждый ребенок) открывает в ней свое собственное решение насущных жизненных проблем».

В действительности дошкольный возраст – это возраст сказки. Именно через сказку ребенку передается культурное наследие человечества. Особенно это относится к народной сказке, над которой трудились тысячи людей, отбрасывая неважные детали и добавляя важные. Это сделало сказку сгустком человеческой мудрости и опыта. Сказка будит любознательность и воображение ребенка, развивает его интеллект, помогает понять самого себя, свои желания и эмоции, а также желания и эмоции других людей. Ребенок не просто слушает сказку, а становится героем произведения и пытается преодолеть стоящие на пути препятствия. Он находит в сказке решение насущных жизненных проблем. Сказка в полной мере учитывает возрастные возможности дошкольника, поскольку:

  • язык сказки доступен ребенку;
  • сказка опирается на образное мышление малыша: наслаждаясь ее образами, ребенок незаметно для себя усваивает информацию, в то же время сказка развивает и логику;
  • настроение сказки очень близко эмоциональному миру ребенка. В сказке часто встречаются образы животных, говорящих и действующих, как люди. Это очень понятно малышу, посколько в этом возрасте он не сомневается, что представители мира живой и неживой природы, сказочные существа наделены такими же свойствами, что и окружающие его люди и, естественно, он сам;
  • чтение сказки – один из лучших способов привить ребенку любовь к книге.

Как сделать сказку другом вашего малыша?

  1. При выборе книг не забывайте: у маленьких детей понимание текста имеется только тогда, когда они могут опираться на изображение, а не только на словесное описание. Поэтому первые детские книги должны быть с картинками.
  2. Возможно, вам придется читать одну и ту же сказку своему малышу много раз. Иногда дети просят почитать полюбившуюся книгу снова и снова. Происходит это по нескольким причинам. При прослушивании сказки ребенок воспринимает текст частично. Упущенное достраивается с помощью фантазии самого маленького слушателя. Поэтому одна и та же сказка предстает перед ним каждый раз по-разному. Кроме того, ребенок «вживается» в сказку, становится ее главным героем и переживает все события как реальные. Раз за разом проходя сказочные испытания, ребенок оттачивает свои личностные качества.
  3. Читая сказку ребенку в очередной раз, старайтесь разнообразить стиль прочтения: прочитайте быстрее или медленнее, сдержаннее или эмоциональнее и т. д.
  4. Если ребенок впечатлителен, «страшные» эпизоды сказки не стоит выделять выразительным чтением.
  5. Прочитав сказку, попросите ребенка нарисовать иллюстрацию к ней, слепить героев из пластилина. Посмотрите спектакль или фильм по этому произведению, сыграйте его в домашнем театре. Такие «послесказия» позволяют ребенку глубже понять и почувствовать сказку.
Читать еще:  Топовые сигареты в россии

В сказке кроется огромный потенциал для всестороннего развития ребенка. Чем полнее используются ресурсы сказки, тем ярче и интереснее жизнь малыша.

Как учить ребенка

​​​​​​​Младший дошкольный возраст – счастливое время для родителей, которое они в полной мере могут посвятить общению с собственными детьми. О том, как важно выделять в своей повседневной жизни время для этих целей, пишет известный американский психолог Росс Кэмпбелл: «Важно проводить время с семьей, узнавать своих детей, говорить им, что вы их любите, всеми способами показывать им, что они для вас много значат».

Бывает, что родители вполне понимают значимость повседневного общения с ребенком, но совершенно не знают, о чем говорить с детьми, в какие игры играть с ними. См. →

Диагностика развития мышления у детей в возрасте от 3 до 6 лет. Задания

В дошкольном возрасте у детей преобладает наглядно-образное мышление (оперирование образами), поэтому и задания на диагностику уровня развития мышления должны быть соответствующими. Предлагаемые задания могут также использоваться в качестве развивающих упражнений. →

25 полезных вещей, которым мы можем научить детей

Мы состоим из множества привычек. Одни пришли к нам из детства – это те ритуалы, о которых мы уже не помним, как они появились: сказать «будь здоров» чихнувшему человеку, перейти дорогу на зеленый свет, выключить свет, уходя из дома. Другие приросли в течение жизни – неизменная чашка кофе утром, день пиццы по субботам, 25% от зарплаты, отложенные на депозит…

Прямо сейчас на наших глазах привычки приобретают наши дети. В зарождении каких-то из них мы не будем участвовать, их продиктует природа и среда, окружающая ребенка. Но есть вещи, которым мы можем научить детей в раннем возрасте, чтобы эти полезные навыки в будущем помогали им взаимодействовать с другими людьми и облегчали жизнь.

Быть вежливым. Еще никогда употребление слов «спасибо», «пожалуйста», и умение пожелать доброго вечера не приносило вреда. Напротив, хорошие манеры и доброжелательное поведение упрощают отношения между незнакомыми людьми, украшают любой разговор, открывают не поддающиеся на первый взгляд двери.

Уметь говорить «нет». Незнакомцу по дороге из школы, который предлагает пройти вместе с ним в неизвестном направлении. Однокласснику, что постоянно одалживает вещи и не отдает их без напоминания. Ровеснику, предлагающему выпить коктейль на школьной дискотеке. Ребенок должен понимать, что вежливость – прекрасное качество, но им нужно уметь жертвовать в целях собственной безопасности, самоуважения и уважения к своему личному времени.

Соблюдать гигиену. Если с юных лет приучить ребенка заботиться о чистоте своего тела: мыть руки после улицы, чистить зубы два раза в день, регулярно стричь ногти, принимать душ и пользоваться средствами гигиены, в будущем эта привычка сослужит хорошую службу. Все любят иметь дело с опрятными людьми.

Не опаздывать. Непунктуальность – один из самых больших раздражителей. Она может подводить и ученика в школе, и офисного работника, поэтому с медлительными детьми стоит с раннего возраста взять за правило выходить из дома на десять минут раньше, готовить одежду и учебники с вечера, чтобы избежать утренней суматохи, а также самим родителям показывать пример прихода к назначенному времени на дни рождения, дружеские встречи или к врачу.

Соблюдать правила безопасности. Жизненно важные правила необходимо выработать до автоматизма, пока дети еще маленькие и, если нужно, повторять их сотни раз, пока не впечатаются в памяти: не перебегать дорогу на красный свет, не играть на проезжей части, пользоваться электроприборами согласно инструкции, аккуратно обращаться с огнем.

Уметь слушать. Это одно из важнейших умений, которое пригодится и в школе (воспринимать информацию), и в работе (проходить собеседования, вести переговоры), и в межличностных отношениях. Поэтому родителям важно самим внимательно слушать детей. А также учить их ждать очереди, чтобы высказаться, не перебивать старших и быть внимательными.

Сосредотачиваться. Сейчас о прокрастинации говорят с некоторым вызовом и бравадой. А меж тем и современные дети, и взрослые утрачивают способность быть усидчивым, концентрироваться на одной задаче и доходить до сути. Мы можем научить детей отсекать лишнее, не отвлекаться на мелочи, сосредоточиваться на одном деле, а по его завершении приниматься за другое.

Класть вещи на место. Приучая ребенка убирать за собой игрушки и вешать на место одежду, в которой он пришел из школы, можно уменьшить энтропию разбросанных вещей сейчас и в будущем.

Извиняться. Важно не относиться к ошибкам как к чему-то постыдному, не вырабатывать у ребенка чувство стыда за любую оплошность. Но ввести в лексикон простое слово «извините», когда наступил кому-то на ногу, нечаянно толкнул или обидел, необходимо. Это слово ребенок должен слышать и от родителей. Способность попросить прощения у того, кому сделал больно, поможет не только наладить отношения, но и снять тяжелый груз с души, когда чувствуешь свою неправоту.

Читать. Читающему человеку никогда не будет скучно, литература поможет и с кругозором, и с грамотностью. Поэтому, чем раньше в руках ребенка появятся книги, тем интереснее и богаче будет его жизнь.

Питаться правильно. Дети перенимают пищевые привычки от родителей, поэтому если хочется, чтобы малыши ели здоровую пищу, начинать стоит с себя и с того, что мы ставим на стол. Привередливые дети и из правильного продуктового набора составят список исключений, но все-таки, если в родительском рационе присутствуют только полуфабрикаты и сладости, сложно представить, чтобы ребенку захотелось съесть овощной салат или кусок рыбы.

Знакомиться. Начиная с детского сада можно учить ребенка подходить к другим детям и спрашивать, можно ли поиграть вместе. В первое время родитель может брать на себя функцию лидера и сам интересоваться у ребенка, играющего рядом на площадке, как его зовут, чтобы дети слышали и запоминали, как заводить новые знакомства и дружбу.

Уважать личное пространство. Некоторым тактильным детям ничего не стоит познакомиться с человеком и через пять минут сидеть на его коленках. Но совсем не многие люди готовы радостно принять столь доверительное к себе отношение. Поэтому и открытых, тактильных детей нужно мягко учить понятию личного пространства, подсказывать, как близко можно подходить во время разговора с незнакомым человеком, кого можно смело обнимать и трогать, а кого это может поначалу испугать.

Выражать свои чувства. В стрессовых ситуациях и родителям, и детям важно обозначать, что с ними происходит. И когда случаются ссоры, нужно обязательно рассказывать о своих чувствах и учить детей говорить, что им больно, обидно, неприятно или страшно. Умение выражать чувства поможет не закрываться и не держать переживания внутри.

Задавать вопросы. В возрасте почемучек необходимо поощрять детские вопросы и обязательно удовлетворять любознательность. Тогда в дальнейшем дети не побоятся задавать вопросы учителю, захотят узнавать природу тысяч важных вещей и тем самым будут проявлять свое неравнодушие к окружающему миру.

Уметь сострадать и сочувствовать. Помощь больному котенку, покупка продуктов для одинокого соседа, благотворительный взнос позволят ребенку понять, что он в этом мире не один. Честный разговор о сложных жизненных ситуациях и чужой боли помогут научиться ставить себя на место других людей и понимать, как по-разному могут складываться обстоятельства.

Содержать вещи в порядке. Умение организовать школьные принадлежности, аккуратно раскладывать одежду в шкафу, рассортировать свои творческие материалы здорово упрощает быт. Родители сами могут решить, с какого возраста доверить детям уборку своей территории, но до того, как этот вопрос окончательно положить под детскую ответственность, помощь по дому должна войти в привычку.

Готовить еду. Дети, которые умеют сделать бутерброд и простой салат, легко осваиваются в походах, могут помочь на семейных пикниках да и просто не чувствуют себя беспомощными, если родитель занят или неважно себя чувствует.

Делать зарядку. Здорово, когда спорт с детства – часть жизни. Но если ваш ребенок больше тянется не к секциям и бассейну, а к книгам и моделированию, то даже простая привычка делать по утрам зарядку поможет проснуться, привести мышцы в тонус и быть со спортом если не на дружеской, то хотя бы на приятельской ноге.

Выступать на публике. Как бы ни противились некоторые родители муштре на детсадовских утренниках, наивные четверостишия про зайчиков и елочку пушистую – это первый опыт публичных выступлений, которые будут практиковаться в школе и институте, а во многих случаях и на работе. Умению справиться со страхом выступлений психологи посвящают тома книг, мы же можем подбадривать и радоваться сначала стишкам для Деда Мороза, а в школьные годы – помогать продумывать концепцию выступлений и настраивать детей на успех.

Понимать природу денег. Первое представление о деньгах ребенок получит, играя в магазин, но настоящую цену заработанному он узнает не скоро. Родительская задача – до вступления детей в самостоятельную жизнь обучить их финансовой грамотности. Каждый сам решит, что именно нужно знать: как вести бюджет, оплачивать счета, экономить, откладывать часть дохода или инвестировать его. Важно, чтобы, начав зарабатывать деньги, дети понимали, как умело ими распоряжаться.

Верить в лучшее. Оптимистам все-таки легче живется, в конце их тоннеля всегда есть свет. Мы не можем повлиять на то, какой темперамент достанется нашим детям, но можем вселять уверенность в загрустивших меланхоликов, настраивать их на лучшее, верить в своих детей и собственным примером демонстрировать позитивное отношение к жизни.

Доводить дело до конца. Упорство и нежелание бросать на полпути то, что не получается – не самое распространенное детское качество. Но его все-таки стоит развивать, ведь в будущем предстоит встретиться с задачами, которые нельзя будет бросить, как недостроенную башню. Чтобы ребенок учился добиваться поставленной цели, нужно давать ему простые задания и постепенно повышать их сложность. А при возникновении трудностей показывать, как можно просить о помощи, как искать способ решения проблем и доводить начатое до конца. И обязательно дать прочувствовать удовлетворение от хорошо проделанной и завершенной работы.

Делиться. Сейчас нередко говорят о том, что не стоит заставлять ребенка делиться вещами, если он этого не хочет. И, в общем, с этим сложно не согласиться, достаточно лишь спроецировать на себя ситуацию, когда нас, взрослых, попросят отдать кому-то вещь, которая нужна самим. Но все-таки есть большой человеческий смысл в том, чтобы уметь разделить то, что у тебя есть, с другим человеком. Еще Джек Лондон писал, что милосердие – это кость, поделенная с собакой, когда ты голоден не меньше ее.

Заботиться о близких. Видеть, что кому-то необходима забота и участие (живущей одной бабушке, заболевшей тете, другу, сломавшему руку), и просто так предложить свою помощь – очень важно и для дружбы, и для будущей семейной жизни, и для того, чтобы, став родителем самому, уметь безусловно отдавать свою любовь, время и силы детям, не задумываясь о том, что получишь взамен.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector