Уровень нравственности является интегральным критерием прогресса примеры
Текст 6
В социальной системе непрерывно происходят процессы, которые могут приводить как к возникновению новых элементов, так и к исчезновению ранее существовавших элементов и отношений. Речь идет о проблеме социальных изменений.
Существуют две основные формы социальных изменений: эволюция и революция. Равновесной моделью социальных изменений является эволюция. Еще социолог Г. Спенсер определял эволюцию как постепенный процесс появления все более сложных социальных форм.
Неравновесной моделью социальных изменений выступает революция. Социальная революция – это такой способ перехода к новому качеству, при котором социальная система оказывается в неустойчивом состоянии: происходит ее дестабилизация, нарушается баланс социальных сил.
Социальный прогресс следует понимать как одну из форм развития общества, основанную на таких необратимых изменениях в нем, в результате которых осуществляется переход к более высокому уровню материального благосостояния и духовного развития личности.
Прогресс как понятие можно применять как к системе в целом, так и к отдельным ее элементам. Отношение к результатам социального
прогресса в науке далеко не однозначно. Часть ученых считают, что надежды на безграничный прогресс не оправдались, что социальные изменения более сложны и противоречивы, типы и темпы их различны. Возможно застойное, попятное развитие общества, движение по кругу. Однако понятие «прогресс» до сих пор используется при характеристике социальных изменений.
Для определения уровня прогрессивности того или иного общества традиционно использовались два критерия: уровень производительности труда и степень свободы личности в обществе. Чем более прогрессивно общество, тем более высоки эти критерии. В современной социальной науке оба этих критерия подвергаются сомнению в связи с изменением характера труда (труд становится все более интеллектуальным, а значит, сложнее поддается количественному учету) и усложнением социального поведения человека (феномен «бегства от свободы», открытый Э. Фроммом). В научных дискуссиях о «цене прогресса» постепенно начинает выделяться и утверждаться третий критерий – уровень нравственности в обществе. По-видимому, этому критерию предстоит, развившись и оформившись, стать интегральным критерием, отражающим важнейшие тенденции изменения общественных отношений.
(А. Б. Безбородов, В. П. Филатов и др.)
Назовите рассматриваемые авторами формы социальных изменений и приведите по одной любой характеристике каждой из них.
Ответ:
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Балл |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) названы формы социальных изменений: эволюция и революция; 2) приведены краткие характеристики каждой формы, например: – эволюция: «постепенный процесс появления более сложных форм»; – революция: «неравновесная модель социальных изменений», сопровождающихся дестабилизацией социальной системы. Могут быть приведены другие характеристики. | |
Названы формы социальных изменений, приведены характеристики каждой | |
Названы формы социальных изменений, приведена характеристика одной из них | |
Названы одна – две формы изменений без характеристик, ИЛИ ответ неправильный | |
Максимальныйбалл | 2 |
. |
Объясните, почему отношение ученых к понятию «прогресс» неоднозначно. Приведите любые два объяснения, опираясь на текст.
Ответ:
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Балл |
Могут быть приведены следующие объяснения: 1) надежды на безграничный прогресс не оправдались; 2) социальные изменения сложны и противоречивы; 3) типы и темпы социальных изменений различны; 4) возможно застойное, попятное развитие общества и движение по кругу; 5) критерии прогресса неоднозначны. | |
Приведены два объяснения | |
Приведено одно объяснение | |
Ответ неправильный | |
Максимальныйбалл | 2 |
. |
Проиллюстрируйте примерами любые три упомянутых в тексте свойства социального прогресса. К каждому свойству приведите по одному примеру.
Ответ:
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Балл |
Могут быть названы следующие свойства социального прогресса и приведены следующие примеры: 1) переход к более высокому уровню развития (например, от аграрного к индустриальному обществу); 2) применим как ко всему обществу, так и отдельным его элементам (например, активизация крестьян-предпринимателей в крепостнической России XVIII в.); 3) противоречивость результатов (одним из результатов прорыва в области ядерной физики стало создание атомной бомбы); 4) неодинаковые темпы и типы изменений разных элементов системы (например, в России начала ХХ в. экономика городов активно развивалась, происходила монополизация, а деревня оставалась полуфеодальной). Могут быть приведены другие примеры. | |
Названы и проиллюстрированы любые три свойства | |
Названы любые два – три свойства, приведены два примера | |
Названы любые одно – три свойства, приведен один пример | |
Названы свойства без примеров, ИЛИ приведены примеры без указания свойств, ИЛИ ответ неправильный | |
Максимальныйбалл | 3 |
. |
Опираясь на содержание текста и знания курса, приведите три подтверждения того, что уровень нравственности является интегральным критерием прогресса.
Ответ:
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Балл |
Могут быть приведены, например, такие подтверждения: 1) мораль «очеловечивает» человека, раскрывает его духовный потенциал; 2) в моральном выборе наиболее полно проявляется свобода человека; 3) лишь человек с высокой нравственной культурой сможет придать техническому прогрессу гуманистический характер, минимизировать разрушительные для человека результаты технического прогресса. Могут быть приведены другие подтверждения. | |
Приведены три подтверждения | |
Приведены два подтверждения | |
Приведено одно подтверждение | |
Ответ неправильный | |
Максимальныйбалл | 3 |
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше. 9226 – | 7342 – или читать все.
Прочитайте текст и выполните задания 21-24
В социальной системе непрерывно происходят процессы, которые могут приводить как к возникновению новых элементов, так и к исчезновению ранее существовавших элементов и отношений. Речь идет о проблеме социальных изменений.
Существуют две основные формы социальных изменений: эволюция и революция. Равновесной моделью социальных изменений является эволюция. Еще социолог Г.Спенсер определял эволюцию как постепенный процесс появления все более сложных социальных форм.
Неравновесной моделью социальных изменений выступает революция. Социальная революция – это такой способ перехода к новому качеству, при котором социальная система оказывается в неустойчивом состоянии: происходит ее дестабилизация, нарушается баланс социальных сил.
Социальный прогресс следует понимать как одну из форм развития общества, основанную на таких необратимых изменениях в нем, в результате которых осуществляется переход к более высокому уровню материального благосостояния и духовного развития личности.
Прогресс как понятие можно применять как к системе в целом, так и к отдельным ее элементам. Отношение к результатам социального прогресса в науке не однозначно. Часть ученых считают, что надежды на безграничный прогресс не оправдались, что социальные изменения более сложны и противоречивы, типы и темпы их различны. Возможно застойное, попятное развитие общества, движение по кругу. Однако понятие «прогресс» до сих пор используется при характеристике социальных изменений.
Для определения уровня прогрессивности того или иного общества традиционно использовались два критерия: уровень производительности труда и степень свободы личности в обществе. Чем более прогрессивно общество, тем более высоки эти критерии. В современной социальной науке оба этих критерия подвергаются сомнению в связи с изменением характера труда (труд становится все более интеллектуальным, а значит, сложнее поддается количественному учету) и усложнением социального поведения человека (феномен «бегства от свободы», открытый Э.Фроммом). В научных дискуссиях о «цене прогресса» постепенно начинает выделяться и утверждаться третий критерий – уровень нравственности в обществе. По-видимому, этому критерию предстоит, развившись и оформившись, стать интегральным критерием, отражающим важнейшие тенденции изменения общественных отношений.
21.Назовите рассматриваемые авторами формы социальных изменений и приведите по одной любой характеристике каждой из них.
22.Объясниет, почему отношение ученых к понятию «прогресс» неоднозначно. Приведите любые два объяснения, опираясь на текст.
23.Проиллюстрируйте примерами любые три упомянутых в тексте свойства социального прогресса. К каждому свойству приведите по одному примеру.
24. Опираясь на содержание текста и знания курса, приведите три подтверждения того, что уровень нравственности является интегральным критерием прогресса.
25. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «Общественные отношения»? Составьте 2 предложения: одно – с информацией об особенностях общественных отношений, и одно – о видах общественных отношений.
26. Подтвердите 2 примерами негативное влияние и двумя примерами – позитивное влияние общества на природу.
27. Налаживанию всестороннего сотрудничества между народами и государствами способствует деятельность многих международных организаций. Назовите любые три таких организаций и укажите сферу деятельности каждой из них.
28. Составьте план по теме: «Общество как динамическая система»
29. Выберите одно из предложенных высказываний, раскройте его смысл в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы).
1) “Нас ждет то, что мы сделаем сами, потому что таких законов, которые вели нас по строго определенному пути и не давали никуда отклониться, в истории нет” (Д.С.Лихачев).
2) “У социального института своя история, существовавшая до рождения индивида, которая недоступна его индивидуальной памяти” (Т.Луман).
Последняя тема только для воскресных курсов:
3)”Прогресс указывает только направление движения, и ему безразлично, что ожидает в конце этого пути: благо или зло” (Й. Хейзинга)
Уровень нравственности является интегральным критерием прогресса примеры
История предоставляет много фактов, свидетельствующих об «облагораживании» человеческой породы.
Во-первых, сфера применения норм морали становится все шире. Они прошли долгую эволюцию от правил для «своих» до заповедей общекосмического масштаба. Сегодня нравственную оценку получает явления, которые прежде считались нейтральным. Мы все острее реагируем на проступки, которые оставили бы равнодушными людей средневековья.
Во-вторых, повышается мера гуманности нашей жизни. Наш век отмечен чудовищными поступлениями, но не под их ли влиянием сама планка морального поднята на новую высоту? Обогатилось содержание простых норм нравственности на примере заповеди «не убий»; значительно сложнее стало понятие о достойном человека существовании.
В-третьих, повысилась значимость общечеловеческого начала в морали. Локальные, групповые кодексы сменяются планетарным мышлением, которое объединяет людей Земли, сближает их как равных. Наконец, с развитием человеческого сознания мораль делается все более сложной по механизму своего действия. Если прежде основными регуляторами поведения служили принуждение, страх и стыд, то в современном обществе человек имеет больше возможностей свободно поступать по совести.
Итак, признаками нравственного прогресса являются:
возрастание объема духовной свободы личности и расширение возможностей ее совершенствования;
усиление воздействия нравственных начал на все сферы общественной жизни;
способность морали преодолевать конфликтные ситуации;
повышение уровня нравственного протеста против бездуховности и аморализма;
дальнейшее теоретическое развитие морали, постоянное обогащение этики как науки;
определение новых, более совершенных способов воздействия и контроля за нравственным поведением людей.
Однако среди моралистов всегда находятся скептики, которые сомневаются в каком бы то ни было прогрессе в области нравственности. И тому есть много причин. Каждый новый век был отмечен еще более чудовищными преступлениями, чем предшествующий. Две мировых войны, ядерное и химическое оружие сделали XX век едва ли не самым страшным из всех. Современное зло стало куда более изощренным, чем простодушный порок наших малопросвещенных предков. Число негодяев не убывает, а святые исчезают. Выиграв в научно-технической области, мы разрушили гуманитарные основы своей жизни. В стремлении комфортно устроиться люди пренебрегают друг другом. Новые времена порождают все новые проблемы, не разрешая старых; сфера действия моральных оценок расширяется, все новые и новые явления, прежде считавшиеся нейтральными, ныне называются злом. Таким образом, “количество” зла увеличивается, зло воспринимается все более обостренно. И едва ли не в каждую эпоху слышны рассуждения об “упадке нравов”. Даже когда были прочитаны первые, клинописные таблички из библиотеки вавилонского царя Хаммурапи, в них говорилось, что наступившие времена куда хуже прежних.
С другой стороны, совершать добрые дела сегодня так же трудно, как и прежде, ценность их ничуть не меньше. Подвиг — всегда подвиг. А сострадание и милосердие не меняют своей природы. Добро есть добро, и непонятно, как оно может «развиваться» или «улучшаться». Сравнивая кодексы различных времен и народов, можно видеть, что они разные, но нельзя сказать, что мораль одних «лучше», чем мораль других. Это было бы дискриминацией, противоречащей духу морали. Таким образом, в определенном смысле в морали невозможен ни прогресс, ни регресс, она всегда как бы равна самой себе.
Не следует ли отсюда, что вопрос о прогрессе в морали — вообще фикция? Может быть, его нельзя решить в данной постановке, и поэтому следует отбросить “прогрессистскую” модель развития? Мораль, не столько “подымается” или “опускается” по лестнице прогресса, сколько “переливается” в лучах истории.
И все-таки, все выше сказанное позволяет сделать вывод, что в морали, как и во всех остальных отраслях социального воспроизводства, «в общем и целом наблюдается прогресс». Главным показателем нравственного прогресса является уровень сознательности и ответственности субъективного фактора. Мораль развивается на основе максимального сближения должного и сущего, формирования норм и идеалов, соответствующих объективным требованиям, предъявляемым информационной цивилизацией к личности и обществу.
Социальный прогресс
Представление о том, что все изменения в мире происходят в направлении от «низшего» к «высшему», от менее совершенного к более совершенному, породило идею прогресса.
Социальный прогресс следует понимать как одну из форм развития общества, основанную на таких необратимых изменениях в нем, в результате которых осуществляется переход к более высокому уровню материального благосостояния общества и духовного развития личности.
Говорить о прогрессе можно применительно как к системе в целом, так и к отдельным ее элементам. Понятию «прогресс» в обществознании противостоит понятие «регресс», для которого характерно движение от «высшего» к «низшему», деградация, возврат к уже отжившим социальным структурам и отношениям.
Одними из первых идею общественного прогресса выдвинули французские философы А. Тюрго и Ж. Кондорсе. Критерии прогресса они видели в развитии человеческого разума, в распространении идеалов просвещения. Противоречивость событий XIX—XX вв. повлияла на отношение мыслителей к прогрессу общества. Так, Освальд Шпенглер (1880—1936) писал о «закате Европы», а Карл Поппер (1902—1994) считал прогресс возможным только для отдельного человека, но не для истории.
Отношение к результатам социального прогресса в науке в начале XXI в. далеко неоднозначно. Часть обществоведов считает, что надежды на безграничный прогресс не оправдались, что социальные изменения более сложны и противоречивы, типы и темпы их различны. Возможны застойное, попятное развитие общества, движение по кругу. Однако понятие прогресса до сих пор используется при характеристике современных социальных изменений.
Для определения уровня прогрессивности того или иного общества традиционно использовались два критерия: уровень производительности труда и степень свободы личности в обществе. Чем более прогрессивно общество, тем более высоки эти критерии.
Согласно первому критерию, те общественные отношения признаются прогрессивными, которые соответствуют уровню производительных сил и открывают наибольший простор для их развития, роста производительности труда, развития человека. Согласно второму критерию, лишь то общество прогрессивно, которое в состоянии предоставить индивиду большую степень гарантированной индивидуальной свободы.
В современной социальной науке оба этих критерия подвергаются сомнению. Первый критерий — в связи с изменением характера труда человека: труд становится все более интеллектуальным, а значит, сложнее поддается количественному учету. Кроме того, история показала примеры существования стран, где высокий уровень материального производства сочетался с деградацией духовной культуры. Второй критерий уточняется в связи с усложнением социального поведения современного человека. Например, социальный философ и психолог Эрих Фромм (1900—1980), исследуя тоталитарные системы XX в., открыл феномен «бегства от свободы», характерный для той части людей, которые не хотели «брать на себя» ответственность за собственную жизнь.
В научных дискуссиях о «цене прогресса» постепенно начинает выделяться и утверждаться третий критерий — уровень гуманности общества. Действительно, гуманизм — это признание человека высшей целью и ценностью общества. Чем гуманнее общество, тем больше возможностей для развития в человеке разума, нравственности и творческих сил. По-видимому, этому критерию предстоит стать интегральным критерием, отражающим важнейшие тенденции изменения общественных отношений.
- 1. Известный польский астроном Николай Коперник озаглавил знаменитую работу о вращении небесных тел «О революции небесных тел» (1543). В каком смысле используется термин «революция» сегодня?
- 2. Возможно ли постоянное улучшение общества и человеческой жизни, как считают представители эволюционной точки зрения?
- 3. Почему результаты большинства революций в истории человечества так сильно отличаются от того, о чем мечтали революционеры?
- 4. Чем можно объяснить «взрыв активности» масс в условиях революции, ведь люди могут терпеть насилие и лишения, пребывая в пассивном состоянии, долгие годы и десятилетия?
- 5. Французские философы А. Тюрго и Ж. Кондорсе видели критерии прогресса в развитии человеческого разума, в распространении идеалов просвещения. А какие критерии прогресса выделяет современная социология?
- 6. Можно ли назвать современное российское общество гуманным, признающим человека своей высшей целью и ценностью?
Общественный прогресс
Проблема прогрессивного движения
С древних времен ученые пытались определить пути развития обществ. Одни находили сходство с природой: времена года. Другие выявляли цикличность в виде подъемов и падений. Круговорот событий не позволял дать точные указания, как и куда двигаться народам. Возникла научная проблема. Основные направления заложены в понимании двух терминов:
Мыслитель и поэт Древней Греции Гесиод разделили историю человечества на 5 эпох
Поднимаясь вверх от века к веку, человек должен был становиться все лучше, но история доказала обратное. Теория ученого дала сбой. Железный век, в который жил сам ученый, не стал толчком для развития нравственности. Демокрит делили историю на три группы:
Переход от одного периода к другому должно показать рост и улучшение, но и такой подход не стал истинным.
Платон и Аристотель представляли историю как процесс движения по циклам с повторяющимися стадиями.
Ученые исходили из понимания прогресса. По обществознанию понятие общественного прогресса – это движение вперед. Регресс – антоним, противопоставление первому понятию. Регресс – движение от высшему к низшему, деградация.
Прогресс и регресс характеризуются движением, непрерывность его доказана. Но движение может идти вверх – к лучшему, вниз – к возврату к прежним формам жизни.
Противоречия научных теорий
Гесиод рассуждал исходя из того, что человечество развивается, извлекая уроки прошлого. Противоречивость общественного процесса опровергло его рассуждения. В последнем веке среди людей должны были сформироваться отношения высокой нравственности. Гесиод отметил разложение нравственных ценностей, люди начинали проповедовать зло, насилие, войны. Ученый выдвинул идею регрессивного развития истории. Человек, по его мнению, не может изменить ход истории, он пешка и не играет в трагедии планеты роли.
Прогресс стал основой теории философа Франции А. Р. Тюрго. Он предлагал рассматривать историю как постоянное движение вперед. Доказывал, предлагая свойства человеческого разума. Человек постоянно достигает успехов, сознательно улучшает свою жизнь, условия существования. Сторонники прогрессивного пути развития:
Поддержал их веру и Карл Маркс. Он считал, что человечество проникает в природу и, изучая ее возможности, самосовершенствуется.
Представить историю в виде линии, поднимающейся вперед, не получится. Это будет кривая или ломаная линия: взлеты и падения, скачки и спады.
Критерии прогресса общественного развития
Критерии – это основа, обстоятельства, которые приводят к развитию или стабилизации определенных процессов. Критерии общественного прогресса прошли через разные подходы.
Таблица помогает разобраться во взглядах на тенденции развития общества ученых разных эпох:
Ученые
Критерии прогресса
Разум человека развивается, меняя само общество. Проявления его ума в различных сферах дают возможность человечеству двигаться вперед.
Прогресс строится на братстве людей. Коллектив обретает цель совместного движения к созданию лучших условий сосуществования.
Человек постепенно стремиться к созданию правовых основ устройства общества.
Прогресс строится на осознании человеком свободы.
Современные подходы философов
Развитие производительных сил разного характера: внутри общества, внутри человека.
Человечность: качество личности воспринимается все более правильно, к нему стремиться общество и каждый человек, оно является двигателем прогресса.
Примеры прогрессивного развития
К примерам движения вперед можно отнести следующие общественные явления и процессы:
- экономический рост;
- открытие новых научных теорий;
- развитие и модернизация технических средств;
- открытие новых видов энергии: ядерная, атомная;
- рост городов, улучшающих условия жизни человека.
Примеры прогресса – это развитие медицины, увеличение видов и мощностей средств связи между людьми, уход в прошлое таких понятий как рабство.
Примеры регресса
Общество движется по пути регресса, какие явления ученые относят к движению назад:
- Проблемы экологического плана: ущерб природе, загрязнение окружающей среды, гибель Аральского моря.
- Совершенствование видов оружия, которое приводит к массовой гибели человечества.
- Создание и распространение по планете атомного оружия, приводящего к гибели огромного количества людей.
- Увеличение количества аварий производств, опасных для людей находящихся на территории их расположения (ядерные реакторы, атомные станции).
- Загрязненность воздуха крупных населенных пунктов.
Закон, определяющий признаки регресса, учеными не установлен. Каждое общество развивается по-своему. Законы, принятые в одних государствах, неприемлемы для других. Причина – индивидуальность одного человека и целых народностей. Определяющей силой движения истории является человек, а его сложно вместить в рамки, дать определенный план, по которому он идет в жизни.
Что мы узнали?
Тема «Общественный прогресс» раскрывает особенности развития разных стран. Помогает разобраться, по каким законам движется история и человек как ее составляющее. Подходы ученых менялись вместе с течением истории. Найти закон развития конкретного общества, его будущего, не смог ни один историк.