Федеральный закон о курении
Федеральный Закон о запрете курения: основные положения, последние изменения
Федеральный Закон о запрете курения – это решение, которое принято на государственном уровне. Выполнять его условия достаточно трудно в реальной жизни. Однако они должны выполняться всеми лицами.
Первоначальные сведения и причины создания законопроекта
Закон защищает здоровье граждан от курильщиков
02.2013 г. вступил в силу закон ФЗ №15. Он называется «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма». Данный закон одобрен всеми единогласно. Есть несколько причин, по которым был разработан этот законопроект.
На основании ежегодных статистических данных, от онкологических и других заболеваний, которые вызваны потреблением табака и вдыханием дыма, умирают практически 500 тысяч человек. Это стало основной причиной, по которой принят закон, запрещающий курить.
Данный законопроект позволяет продвигать правильный образ жизни и воспитывать молодое поколение, которое не имеет вредных привычек. Этот нормативный акт также реализует требования Рамочной конвенции. Она принята Всемирной организацией здравоохранения, чтобы бороться с табакокурением.
Россия присоединилась к данной инициативе 11 мая 2019 года. Это позволяет выполнять обязательства против курения на международном уровне.
Основные положения
Правительство, принимая ФЗ №15, преследовало сразу несколько целей:
- защитить права тех, кто не курит, ограничив их от курящих;
- проявить заботу в отношении здоровья тех, кто не курит.
В ФЗ №15 прописаны следующие положения:
- понятия, которые применяются в законе;
- защита людей от дыма табака;
- права госорганов в данной проблеме;
- взаимоотношения государства и фабрик, производящих табачные изделия;
- права и обязанности частных лиц и организаций в проблеме защиты здоровья от табачного дыма;
- меры, которые приняты, чтобы предотвратить воздействие табака на людей;
- меры по ограничению употребления табачных изделий;
- определение мест, у которых курить запрещается;
- политика цен и налогов, направленная на снижение спроса на табак;
- обязательство раскрытия информации, что входит в сигареты;
- предъявление требований к упаковке;
- предоставление информации людям о том, как вреден табак для здоровья;
- установление запретов на рекламу табачных изделий;
- оказание медицинской помощи в целях лечения зависимости от табака;
- наложение ограничительных условий на торговлю;
- наложение запретов на реализацию табачных изделий несовершеннолетним лицам;
- надзор со стороны государства за соблюдением правил закона;
- установление штрафов за нарушение.
Как повлиял запрет курения на граждан России? Стали ли они курить больше?
Последние поправки
В ФЗ № 15 были внесены следующие поправки:
- В 2017 году вступили в силу поправки, которые связаны с реализацией табачной продукции. На основании этих поправок уполномоченными органами должен происходить учет производства табачных изделий, их перевоз через границу РФ, осуществление оптовой и розничной торговли. Также необходим контроль за оборотом оборудования, которое участвует в производстве табачной продукции.
- В июле 2018 года вступила в силу часть 4 статьи 18 ФЗ №15. Данная часть регулирует проблему контроля подлинности специальных акцизных марок. Данный контроль производят уполномоченные органы. Проверка должна проходить визуально или с помощью специального оборудования с использованием доступа к ресурсу сведений, которые предоставляются органами исполнительной власти.
Где нельзя курить по новому закону
На основании статьи 12 ФЗ №15 курить запрещается:
- в местах, где скапливается много людей;
- в любых зданиях общественного назначения, в особенности в государственных учреждениях;
- в магазинах, залах для торговли, а также в местах, где оказываются услуги быта;
- в гостиницах, общежитиях и многоквартиных домах;
- на территории общественных пляжей;
- на территории автозаправок, так как данное место считается пожароопасным;
- во время вождения автомобиля;
- в общественных заведениях: рестораны, кафе, бары;
- в мастерских, ателье и ремонтных конторах.
В каких именно местах запрещено курить
Запрет распространяется на все места общественного пользования
Помимо этого табакокурение запрещено в следующих местах:
- в учебных, медицинских и санаторно-курортных заведениях;
- в подъездах домов;
- в транспорте общественного назначения ближнего и дальнего следования. Также закон запрещает курить рядом с остановками и станциями метро, на территории аэропортов и автовокзалов (необходимо отходить на 15 метров от остановки или от входа;
- в спортивных и культурных заведениях;
- на предприятиях;
- в детских зонах, на детских площадках, вблизи детских садов;
- на территории объектов торговли, рынков.
Курить разрешено только на специально выделенных местах на открытом воздухе. Также возможно курение в изолированных помещениях, в которых имеется система вентиляции.
Антитабачный приказ для кафе и ресторанов
Для мест общественного питания, в том числе в кафе и ресторанах, курение табака запрещено. Однако законом не запрещается организовывать места для курения. Необходимо учитывать, чтобы данные зоны не находились в помещении, где оказываются услуги общественного питания.
Место для курения может быть организовано на открытой площадке, а также в отдельном помещении, которое является смежным с рестораном. Это помещение должно иметь свой вход и систему вентиляции.
Требования к курилке
Курилка может быть организована на улице или в помещении. Она должна отвечать определенным требованиям. Если курилка находится внутри помещения, то двери должны плотно закрываться. Дым не должен проникать в другие комнаты. В помещении должны стоять пепельницы и знак под названием «Место для курения».
Нормативные акты
Кроме ФЗ №15 существуют другие законодательные акты, которые связаны с запретом курения табака:
- 21.10.2013 г. принят ФЗ№274. Он внес изменение в административный кодекс в части штрафов за несоблюдение закона №15;
- 23.09.2010 г. принято распоряжение Правительства №1563-Р;
- 12.05.2014 г. издан приказ Минздрава РФ №214-н. Он утверждает требования к знаку, который запрещает курение, в том числе, где его размещать.
Какие инстанции следят за соблюдением
Те граждане, которые нарушают закон о курении, должны привлекаться к ответственности следующими органами:
Для доказательства факта нарушения закона могут быть приняты не только показания свидетелей, но и видео- и фотофиксация.
В случае выявления нарушения граждане могут обратиться в соответствующие инстанции
Если нарушителя поймали с поличным или нарушение было зафиксировано на камеру супермаркета или в подъезде, то ему грозит штраф и хождение по судам.
Размер штрафа
Соблюдать закон должны не только частные лица, но и юридические и должностные лица. На каждую группу предусмотрен определенный размер штрафа. Предусмотрены следующие штрафы:
- для частных лиц: от 1 тыс. руб. до 5 тыс. руб.;
- для юридических лиц: от 50 тыс. руб. до 160 тыс. руб.;
- для должностных лиц: от 5 тыс. до 50 тыс. руб.;
- ИП: от 30 тыс. руб. до 60 тыс. руб.
Можно ли избежать административной ответственности
В процессе изучения закона №15 становится понятно, что мест для курения очень мало: специально отведенные места, дома, в автомобиле. Чтобы не быть привлеченным к ответственности необходимо:
- запомнить места, где курение запрещено и не нарушать данный закон;
- привлечь к административной деятельности может только представитель органа исполнительной власти, который поймал нарушителя «за руку»;
- если нарушитель не согласен с протоколом о административном правонарушении, то он может оспорить обвинение в суде;
- если нарушение заснято на видео, то можно ссылаться на 23 статью Конституции РФ, как неприкосновенности частной жизни граждан и требовать признание доказательств недействительными.
Куда необходимо обращаться, если нарушены права в рамках ФЗ№15
На нарушителя закона №15 можно воздействовать следующим образом:
- предупредить о запрете курения в данном месте и дать ему выдержку из закона;
- развесить объявления, в которых указаны пункты о запрете;
- если на нарушителя данные меры не повлияли, то можно написать заявление в полицию. При отсутствии реакции полиции, жалобу можно нести в прокуратуру.
Закон № 15 действует уже несколько лет. Однако вопрос о том, как органы исполнительной власти будут контролировать соблюдение данного закона, еще до конца не решен. Однако, несмотря на это, данный закон необходим. Он призван приносить пользу тем, кто курит и тем, кто соседствует с такими гражданами.
Успех прежде всего зависит от каждого гражданина, которые вовремя реагируют на нарушения и помогают органам исполнительной власти. Положительные результаты ожидаются по истечении некоторого времени после введения в действие норматива. Также будут издаваться новые подзаконные акты, которые будут регулировать механизм закона.
Как работает в России антитабачный закон:
Никотиновая зависимость – одна из самых распространенных и сильных зависимостей в мире. Отрицательное влияние курения сигарет не столь очевидно со стороны, потому что курение в восприятии большинства остается не более, чем вредной привычкой. Однако по данным Всемирной организации здравоохранения, курение убивает жизней больше, чем все остальные вредные привычки (включая алкоголизм) вместе взятые.
Не меньшую опасность представляет собой такое явление, как пассивное курение. Этот факт явился одной из причин принятия так называемого «антитабачного» закона в России — закона, запрещающего в первую очередь курение в общественных местах.
Общие положения закона
Федеральный закон N 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» в обиходе именуется на различный лад: закон о табакокурении, закон о вреде курения, закон о защите от табачного дыма, о борьбе с курением, антитабачный закон и т.д.
Вам будет интересно: ФЗ о торговле по ссылке:
ФЗ 15 был принят в Российской Федерации в феврале 2013 года. Это крайне актуальный и резонансный закон, вызвавший в свое время множество споров и обсуждений в обществе.
В соответствии с Рамочной конвенцией Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака — договором, принятым в качестве ответной меры на глобализацию табачной эпидемии, — закон ФЗ 15 регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.
ФЗ 173 в новой редакции смотрите тут:
Путем принятия настоящего закона, Правительство России решило основательно взяться за проблему курения в стране и решить таким образом сразу несколько задач:
- Разграничить курящих от некурящих, защитив интересы последних;
- Позаботиться о состоянии здоровья граждан, не приобщенных к курению.
- Основные положения ФЗ 59 читайте тут:
Закон о запрете курения представлен 25 статьями. Главными аспектами, прописанными в акте, являются:
- Основные понятия, используемые в законе;
- Охрана здоровья населения от негативного воздействия табачного дыма;
- Полномочия государственных органов в данной сфере (федеральных, региональных и местного самоуправления);
- Взаимодействие государства с табачными компаниями;
- Права и обязанности физических и юридических лиц, а также предпринимателей в сфере охраны здоровья людей от влияния окружающего табачного дыма;
- Меры предотвращения воздействия окружающего табачного дыма на граждан и организация мер по сокращению потребления сигарет и табака;
- Запрет курения в отдельных помещениях и на отдельных территориях;
- Меры по снижению спроса на табачную продукцию, осуществляемые через ценовую и налоговую политику;
- Регулирование состава сигарет и обязательство по его раскрытию. Требования к упаковке и маркировке табачных изделий;
- Информирование населения о вреде курения и об опасности его для окружающих;
- Запрет рекламирования и спонсорства табака, а также запрет на действия, стимулирующие продажу сигарет (показ в средствах массовой информации, кино, видеоклипах и пр.);
- Медицинская помощь, оказываемая в целях прекращения потребления табачной продукции. Лечение никотиновой зависимости, устранение последствий курения;
- Меры по предотвращению незаконной реализации табачной продукции;
- Ограничения торговли;
- Запрет продажи табачной продукции несовершеннолетним гражданам, а также вовлечение детей в процесс курения;
- Государственный надзор за соблюдением положений настоящего закона;
- Мониторинг и оценка эффективности мероприятий, реализуемых в рамках охраны здоровья населения от курения и окружающего табачного дыма;
- Ответственность за нарушение закона.
Закон о запрете курения — относительно «молодой» нормативный акт. Однако ввиду актуальности предмета регулирования, он подвергался множественным корректировкам и дополнениям. Последняя редакция антитабачного закона датируется декабрем 2016 года.
Последние поправки
В 2017 году, согласно отдельным положениям ФЗ N 471 «О внесении изменений…», вступили в силу поправки, коснувшиеся статьи о предотвращении незаконной торговли табачной продукцией. А точнее — вступили в силу 1 и 2 пункты части первой статьи 18 закона. Теперь во избежание незаконной реализации сигарет и табака, полномочными структурами должны обеспечиваться учет производства изделий, перемещения их через таможенную границу Российской Федерации и Таможенного союза, а также осуществления оптовой и розничной продажи. Кроме того, должно проводиться отслеживание оборота оборудования, задействованного в производстве данной продукции.
В июле 2018 года в силу вступит часть вторая и четвертая 18 статьи ФЗ 15. Часть первая гласит, что учет производства табачной продукции, ее перемещения через границу Таможенного союза и России, реализации оптовой и розничной продажи сигарет, отслеживание оборота производственного оборудования, а также движения и распределения продукции производится на основании данных налогового и таможенного учета, систем маркировки изделий марками и собственных систем учета производителей. Полномочный в данной сфере государственный орган, а также порядок обмена информацией между профильными контролирующими структурами определяются Правительством РФ.
Часть четвертая статьи 18 регулирует вопрос о проверке подлинности специальных и акцизных марок. Проводиться контроль должен организациями, осуществляющими оптовую и розничную торговлю и уполномоченными органами. Проверка производится визуально либо с применением соответствующих приборов с использованием доступа к ресурсу информации, предоставляемой органом исполнительной власти.
Если сразу после выхода в свет, закон регламентировал небольшой перечень мест, где за курение полагается штраф, то к 2017 году этот список был расширен по-максимуму. На сегодняшний день согласно 12 статье ФЗ-15 о запрете курения, потреблять табачные изделия запрещено:
- В общественных местах (местах массового скопления людей);
- На территории (и, соответственно, в помещениях) учебных и культурных заведений, а также спортивных объектов (школы, университеты, колледжи, дома культуры, концертные залы, театры, дворцы спорта, стадионы и так далее);
- Возле медицинских учреждений: на территории больниц, поликлиник, санаториев;
- В общественном транспорте: как местном так и дальнего следования (метро, автобусы, самолеты, поезда, корабли). Законом запрещено курение вблизи остановок и станций метро, а также на территориях аэропортов и автовокзалов (необходимо соблюдать расстояние не менее 15 метров от остановки или от входа на территорию);
- В любых общественных зданиях, особенно в государственных учреждениях;
- В магазинах, торговых залах, а также в помещениях, предназначенных для предоставления бытовых услуг;
- В многоквартирных домах, общежитиях, гостиницах. Вопреки сложившейся практике, нельзя курить на лестничных клетках и в лифтах — только в квартире и на собственном балконе;
- На территории детских площадок и общественных пляжей;
- На автозаправочных станциях, поскольку те считаются территорией высокой степени пожароопасности;
- Находясь за рулем транспортного средства;
- В помещениях общественных заведений: ресторанов, кафе, баров;
- В различных ремонтных конторах, мастерских и ателье.
Курение разрешается на специально выделенных местах на открытом воздухе или в изолированных помещениях (в том числе помещениях общего пользования многоквартирных домов), оборудованных системами вентиляции. Чтобы ознакомиться с перечнем требований к выделению таких мест и их оснащению, необходимо обратиться к Приказу Министерства строительства и ЖКХ и Министерству здравоохранения Российской Федерации от 28.11.2014.
Контроль за соблюдением положений закона в части запрета на курение в общественных местах, находящихся вне помещений, в первую очередь ложится на сотрудников полиции. Если же нарушение происходит в рамках заведения, штраф по закону могут наложить также Пожарная служба и Роспотребнадзор.
Кратко о некоторых штрафных санкциях, предусмотренных за нарушение настоящего закона Кодексом РФ об административных правонарушениях:
- Курение в общественном месте — от 500 до 1500 рублей;
- Вблизи детской площадки — от 2000 до 3000 рублей;
- Вовлечение в процесс курения детей обойдется в 1000 — 2000 рублей для постороннего лица и 2000-3000 для родителей;
- Продажа сигарет несовершеннолетним — от 3000 до 5000 рублей. Организациям при этом может грозить штраф до 150 тыс. рублей.
Скачать последнюю редакцию ФЗ 15
Знать основные положения антитабачного закона необходимо всем без исключения гражданам и организациям для ознакомления с собственными правами и обязанностями.
«Антитабачный закон»: где можно, а где нельзя курить?
В 2013 году началась активная борьба с курением на государственном уровне. Появились серьёзные ограничения (Федеральный закон от 23.02.2013 №15-ФЗ). За шесть лет закон показал свою эффективность. Действительно табачного дыма стало намного меньше. Однако не все проблемы, связанные с курением, были решены. Долго не был введен запрет на курение на балконе своей квартиры – в 2019 году это все еще большая проблема. Поэтому законодатели решили не останавливаться на достигнутом. С 1 октября 2019 года начинают действовать важные поправки в Правила противопожарного режима в РФ.
Расскажем, где действует закон о запрете курения в 2019-2020 годах, в каких местах нельзя курить, какие изменения подготовлены правительством по данному вопросу, какой штраф за курение в общественных местах в 2019-2020 годах по закону должен заплатить нарушитель.
Первоначальные сведения и причины создания законопроекта
Закон защищает здоровье граждан от курильщиков
02.2013 г. вступил в силу закон ФЗ №15. Он называется «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма». Данный закон одобрен всеми единогласно. Есть несколько причин, по которым был разработан этот законопроект.
На основании ежегодных статистических данных, от онкологических и других заболеваний, которые вызваны потреблением табака и вдыханием дыма, умирают практически 500 тысяч человек. Это стало основной причиной, по которой принят закон, запрещающий курить.
Данный законопроект позволяет продвигать правильный образ жизни и воспитывать молодое поколение, которое не имеет вредных привычек. Этот нормативный акт также реализует требования Рамочной конвенции. Она принята Всемирной организацией здравоохранения, чтобы бороться с табакокурением.
Россия присоединилась к данной инициативе 11 мая 2019 года. Это позволяет выполнять обязательства против курения на международном уровне.
Какой штраф заплатит курильщик
В административном законодательстве есть специальные нормы, предусматривающие наказание для правонарушителей:
- В статье 6.23 описаны штрафные санкции касательно вовлечения малолетнего в раскуривание табакосодержащих веществ: до двух тысяч рублей – для всех лиц; до трех т. руб. для родителей несовершеннолетних. Эта же норма касается приобретения сигарет для детей, принуждения их к употреблению табачных продуктов и их продаже;
- В статье 6.24 описаны штрафные санкции касательно курения в неположенных местах – до тысячи руб. Если гражданин употребляет никотин где отдыхают дети, штраф повышается в три раза;
- В статье 6.25 описаны штрафные санкции для дирекции, юридических лиц и индивидуального предпринимательства после нарушений норм закона. Наказание ожидает человека и компанию, на территории которой имеются запрещенные оборудованные для курения места. Минимально могут оштрафовать на 10 тысяч рублей, максимально на 90 т. руб.
Основные положения
Правительство, принимая ФЗ №15, преследовало сразу несколько целей:
- защитить права тех, кто не курит, ограничив их от курящих;
- проявить заботу в отношении здоровья тех, кто не курит.
В ФЗ №15 прописаны следующие положения:
- понятия, которые применяются в законе;
- защита людей от дыма табака;
- права госорганов в данной проблеме;
- взаимоотношения государства и фабрик, производящих табачные изделия;
- права и обязанности частных лиц и организаций в проблеме защиты здоровья от табачного дыма;
- меры, которые приняты, чтобы предотвратить воздействие табака на людей;
- меры по ограничению употребления табачных изделий;
- определение мест, у которых курить запрещается;
- политика цен и налогов, направленная на снижение спроса на табак;
- обязательство раскрытия информации, что входит в сигареты;
- предъявление требований к упаковке;
- предоставление информации людям о том, как вреден табак для здоровья;
- установление запретов на рекламу табачных изделий;
- оказание медицинской помощи в целях лечения зависимости от табака;
- наложение ограничительных условий на торговлю;
- наложение запретов на реализацию табачных изделий несовершеннолетним лицам;
- надзор со стороны государства за соблюдением правил закона;
- установление штрафов за нарушение.
Как повлиял запрет курения на граждан России? Стали ли они курить больше?
Можно ли курить на балконе собственной квартиры?
Последние новости по решению вопроса с курением появились 20 сентября 2019 года. Постановлением Правительства № 1216 были внесены поправки в пункт 90 Правил противопожарного режима в РФ. С 1.10.2019 запрещается использовать открытый огонь на балконах и лоджиях квартир. Соответственно, под запрет попадает жарка шашлыков, которой любили увлекаться некоторые жильцы, особенно в летний период. Однако эксперты расценили указанные поправки, ещё и как запрет курения на балконе в многоквартирном доме. Это подтвердили в МЧС.
Разберёмся, действительно ли теперь курение на балконе запрещено, если дым мешает соседям. Закон в 2019 году лишь косвенно вводит подобный запрет. Только из пункта 436 Правил противопожарного режима можно сделать вывод, что открытым огнём является горящая спичка, сигарета и т.д. Больше никаких определений, что же является открытым огнём законодательство не содержит. Поэтому вопрос: относится ли сигарета к открытому огню или нет, – остаётся открытым.
Мнения экспертов по данному вопросу разделились. Например, член комитета Госдумы по охране здоровья Н.Герасименко посчитал сигарету источником открытого огня. Он аргументировал свою позицию тем, что на предупреждающих щитах при проведении пожароопасных работ всегда есть знак о запрете курения. Однако необходимо разобраться, что же из себя представляет сам процесс курения. По сути, это не горение, а тление табака. С такой точки зрения, открытый огонь здесь отсутствует. Но в момент поджигания сигареты признаки открытого горения всё же есть. Таким образом, чтобы окончательно поставить точку в вопросе: можно или нет курить на балконе – необходимо, чтобы на законодательном уроне было закреплено, что является открытым огнём.
Если курение на балконе в многоквартирном доме закон в 2019 году,пусть и косвенно, но запрещает, то никаких ограничений на курение в самой квартире нет. Отсюда следует, что открытый огонь на балконе запрещено разводить, а внутри помещения квартиры, где ещё больше вероятность воспламенения отдельных предметов, можно. Судя по всему, меры противопожарной безопасности будут дорабатываться, также как и меры по борьбе с курильщиками. Стоит также дождаться судебной практики по этому вопросу.
Новый закон о пиве 2019 года – последние изменения (обзор законопроекта 606539-7)
Антитабачный закон с 1 июня 2013 года вступает в силу в России. На первом этапе законом вводятся запреты на курение в общественных местах, полностью закон заработает с 1 января 2017 года.
Закон Российской Федерации от 23 февраля 2013 г. № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» запрещает курение в большинстве зданий и на отдельных территориях и предусматривает штрафы как с курильщиков, так и с юридических лиц, прямо или косвенно ответственных за то, что человек закурил не там, где следует.
Этим документом наша страна выполняет обязательства, взятые на себя Рамочной конвенцией Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака. Россия — один из мировых лидеров по курильщикам: в стране дымит около 44 миллионов человек.
Где нельзя курить с 1 июня 2013 года:
— в школах, вузах, других образовательных учреждениях,
— на спортивных и культурных объектах,
— в больницах, поликлиниках, санаториях,
— в самолетах, в городском и пригородном транспорте (в том числе на судах, перевозящих пассажиров по рекам и каналам Петербурга), внутри и ближе 15 метров от входов на вокзалы и в аэропорты, морские и речные порты, станции метро,
— в помещениях социальных служб, в зданиях органов государственной власти и в муниципалитетах,
— на рабочих местах и в рабочих зонах, организованных в помещениях;
— в лифтах и подъездах многоквартирных жилых домов (за исключением случаев документального оформления согласия собственников на курение в специальном месте),
— на детских площадках и пляжах (понятно, что на российских; на пляжах Турции и Египта курить можно).
«Антитабачный» закон не ограничивается запретом на курение в общественных местах. Производители должны будут указывать полный список веществ, входящих в состав сигарет.
Также на пачках уже в этом году появятся страшные картинки, изображающие, к примеру, «гангрену ноги или рак легких».
Для обозначения территорий, зданий и объектов, где курить запрещено, будет размещаться знак о запрете курения.
Сейчас Госдума РФ в ускоренном порядке решает, какие должны быть штрафы за курение в запрещенных местах. Скорее всего, для граждан штраф составит от 1 тысячи до 1,5 тысячи рублей.
Что касается запрета на курение в кафе, ресторанах, на рынках, то эта норма «антитабачного» закона вступит в силу через год, с 1 июня 2014 года.
Статья 12. Запрет курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах
1. Для предотвращения воздействия окружающего табачного дыма на здоровье человека запрещается курение табака (за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи):
1) на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания образовательных услуг, услуг учреждениями культуры и учреждениями органов по делам молодежи, услуг в области физической культуры и спорта;
2) на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания медицинских, реабилитационных и санаторно-курортных услуг;
3) в поездах дальнего следования, на судах, находящихся в дальнем плавании, при оказании услуг по перевозкам пассажиров;
4) на воздушных судах, на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения (в том числе на судах при перевозках пассажиров по внутригородским и пригородным маршрутам), в местах на открытом воздухе на расстоянии менее чем пятнадцать метров от входов в помещения железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, станций метрополитенов, а также на станциях метрополитенов, в помещениях железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, предназначенных для оказания услуг по перевозкам пассажиров;
5) в помещениях, предназначенных для предоставления жилищных услуг, гостиничных услуг, услуг по временному размещению и (или) обеспечению временного проживания;
6) в помещениях, предназначенных для предоставления бытовых услуг, услуг торговли, общественного питания, помещениях рынков, в нестационарных торговых объектах;
7) в помещениях социальных служб;
8) в помещениях, занятых органами государственной власти, органами местного самоуправления;
9) на рабочих местах и в рабочих зонах, организованных в помещениях;
10) в лифтах и помещениях общего пользования многоквартирных домов;
11) на детских площадках и в границах территорий, занятых пляжами;
12) на пассажирских платформах, используемых исключительно для посадки в поезда, высадки из поездов пассажиров при их перевозках в пригородном сообщении;
13) на автозаправочных станциях.
2. На основании решения собственника имущества или иного лица, уполномоченного на то собственником имущества, допускается курение табака:
1) в специально выделенных местах на открытом воздухе или в изолированных помещениях, которые оборудованы системами вентиляции и организованы на судах, находящихся в дальнем плавании, при оказании услуг по перевозкам пассажиров;
2) в специально выделенных местах на открытом воздухе или в изолированных помещениях общего пользования многоквартирных домов, которые оборудованы системами вентиляции.
3. Требования к выделению и оснащению специальных мест на открытом воздухе для курения табака, к выделению и оборудованию изолированных помещений для курения табака устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, и должны обеспечивать соблюдение установленных в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации гигиенических нормативов содержания в атмосферном воздухе веществ, выделяемых в процессе потребления табачных изделий.
4. Для лиц, находящихся в следственных изоляторах, иных местах принудительного содержания или отбывающих наказание в исправительных учреждениях, обеспечивается защита от воздействия окружающего табачного дыма в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
5. Для обозначения территорий, зданий и объектов, где курение табака запрещено, соответственно размещается знак о запрете курения, требования к которому и к порядку размещения которого устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
6. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения курения табака в отдельных общественных местах и в помещениях.
Статья 25. Вступление в силу настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 июня 2013 года, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу.
2. Статья 13 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 января 2014 года.
3. Пункты 3, 5, 6 и 12 части 1 статьи 12, часть 3 статьи 16, части 1-5, пункт 3 части 7 статьи 19 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 июня 2014 года.
4. Пункты 1 и 2 части 1 и часть 2 статьи 18 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2017 года.