Можно ли курить в пост перед причастием
Как подготовиться к исповеди – что нужно знать перед исповедью и причастием?
Неотъемлемой частью говения является исповедь, то есть покаяние. Это одно из православных таинств, когда человек рассказывает служителю церкви о своих грехах, которые были содеяны им во время жизни. Важно знать, как подготовиться к исповеди, поскольку без этого нельзя будет приступить к причастию.
Как подготовиться к исповеди и причастию?
Существует несколько требований, о которых говорят священнослужители людям, желающим исповедоваться и причаститься.
- Человек должен быть православным христианином, который был крещен законным священником. Кроме этого, важно верить и принимать Священное Писание. Есть разные книги, с помощью которых человек может узнать о вере, например, «Катехизис».
- Разбираясь, что нужно знать перед исповедью и причастием, стоит указать, что необходимо вспомнить злые дела, начиная с семи лет или с момента крещения, если это происходило во взрослом возрасте. Важно указать, что нельзя упоминать о чужих грехах, чтобы оправдать собственные поступки.
- Верующий человек должен дать обещание Господу, что будут приложены все старания, чтобы больше не совершать ошибок и творить добро.
- В ситуации, если грех спровоцировал ущерб близким людям, тогда перед исповедью важно приложить все возможные усилия, чтобы загладить совершенный поступок.
- Не менее важно самому простить существующие обиды людям, в противном случае рассчитывать на снисхождение Господа не стоит.
- Рекомендуется выработать для себя привычку ежедневно, например, перед сном, анализировать прошедший день, принося покаяние перед Господом.
Пост перед исповедью
Прямых запретов, которые касаются того, можно ли употреблять пищу перед таинством исповеди, нет, но при этом рекомендуется воздержаться от еды в течение 6-8 ч. Если интересует, как поститься перед исповедью и причастием, тогда необходимо придерживаться трехдневного поста, так к разрешенным продуктам относят: овощи и фрукты, каши, рыбу, выпечку, сухофрукты и орехи.
Молитвы перед исповедью
Одним из важных этапов подготовки является чтение молитвенных текстов, причем делать это можно как в домашних условиях, так и в церкви. С их помощью человек проводит духовное очищение и готовится к важному событию. Многие православные верующие уверяют, что для того, чтобы подготовиться к исповеди, важно читать молитвы, текст которых понятен и известен, благодаря чему можно избавиться от тревожных мыслей и обрести понимание предстоящего ритуала. Священнослужители уверяют, что просить можно даже за своих близких людей, которым предстоит исповедь и причастие.
Как записать грехи перед исповедью?
Многие люди неправильно воспринимают необходимость перечислить собственные грехи, используя даже «списки». В результате исповедь превращается в формальное перечисление собственных ошибок. Священнослужители допускают использование записей, но это должны быть лишь напоминания и только, если человек действительно боится что-то забыть. Выясняя, как подготовиться к исповеди, стоит указать, что важно понимать термин «грех», так это деяние, противоречащие воле Господа.
Есть несколько советов, как писать грехи перед исповедью, чтобы выполнить все по существующим канонам.
- Сначала необходимо вспомнить проступки, которые касаются Господа, например, отсутствие веры, использование в жизни суеверий, обращение к гадалкам и создание себе кумиров.
- Правила перед исповедью включают указание грехов, совершенных против себя и других людей. К этой группе можно отнести осуждение окружающих, пренебрежение, вредные привычки, зависть и так далее.
- Важно во время разговора со священнослужителями обсуждать только собственные грехи, не придумывая особого церковного языка.
- Исповедуясь человек должен говорить о действительно серьезных вещах, а не о пустяках.
- Выясняя, как правильно подготовиться к исповеди и причастию, стоит указать, что верующий человек должен стараться поменять свою жизнь до похода на индивидуальную беседу в церковь. Кроме этого, нужно стараться жить в мире с окружающими людьми.
Можно ли перед исповедью пить воду?
Существует много запретов, касающихся таких важных и ответственных событий в жизни верующего человека, как исповедь и причастие. Считается, что в качестве подготовки необходимо воздержаться от принятия пищи и жидкости как минимум за 6-8 ч. Важно заметить, что перед исповедью разрешается пить воду только людям, которым необходимо запить лекарства важных для жизни. Если человек перед причастием выпил воду, то следует сказать об этом священнослужителю.
Можно ли курить перед причастием и исповедью?
На счет этой темы есть разные мнения, которые выказывают священнослужители.
- Одни считают, что если человек курит длительное время, то ему будет трудно бросить вредную привычку, да и встречаются случаи, когда это является опасным. По их мнению, сигаретная зависимость не может быть поводом отказа в исповеди и причастии.
- Другие священнослужители, отвечая на вопрос, касающийся того, можно ли курить перед исповедью и причастием, категоричны, утверждая, что если человеку трудно воздержаться от табака перед этим важным событием, тогда сложно говорить о наличии торжества духа над телом.
Можно ли заниматься сексом перед исповедью?
Многие верующие люди неправильно воспринимают сексуальные отношения, считая это чем-то грязным и греховным. На самом же деле секс является неотъемлемой частью супружеских отношений. Многие священники придерживаются мнения, что муж и жена являются свободными личностями, и никто не имеет права входить в их спальню со своими советами. Секс перед исповедью не является строго запрещенным, но при возможности воздержание будет нелишним для поддержания чистоты тела и души.
Я много лет курю, но хочу причащаться и исповедоваться. Что мне делать?
ВОПРОС: Я очень хочу исповедоваться. Но я очень много лет курю и очень не хочу прогневать Бога тем, что после исповеди и причастия через какое-то время снова закурю. Милостью Божьей надеюсь бросить. Пока не получается. Как мне поступить? Можно исповедоваться и причащаться?
Благодарю за искренность в вашем вопросе. Во-первых, нужно ясно понимать, что такое исповедь. В Библии написано:
«Если исповедуем грехи наши, то Он (Христос), будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» ( 1 Ин. 1:9 )
Исповедь подразумевает не просто покаяние в грехах, но и изменение образа жизни. Другими словами, Бог дал нам обещание прощать грехи, если мы раскаиваемся в них и не собираемся их повторять. Если же после исповедания мы продолжаем делать то, в чем раскаиваемся, то покаяние теряет смысл. Точно так же в семье: если ребенок просит прощения и продолжает делать прежние проступки, то родители не принимают раскаяние ребенка. Значит, это пустые слова. Бог – наш небесный Отец, Он любит нас и проявляет великое милосердие, когда мы согрешаем. Но при этом, Он может быть и строгим Отцом. В Библии также написано: «Ибо Господь, кого любит, того наказывает» ( Евр. 12:6 ). В вашем случае, Бог через совесть обличает вас и призывает не к формальному исповеданию и причащению, а к изменению образа жизни. Благодать и благословение Божье приходят не через церковные таинства, а в результате измененного в покаянии сердца.
Обратите внимание, что «покаяние в грехах» и «обращение от грехов» – это разные вещи. Бог призывает: «Итак покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши» ( Деян. 3:19 ). Покаяние – это просто признание себя грешником. Многие люди сегодня раскаиваются во многих проступках, но ничего не меняется. Что касается «обращения от грехов» – это уже сознательное решение, выбор, который делает человек удаляться от греха и вести угодный Богу образ жизни.
Что касается причастия, то в Библии также говорится: «Кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней» ( 1 Кор. 11:27 ). Что значит «недостойно»? Мы ведь все недостойны, потому что все грешники. Наше «достоинство» и праведность обретается не делами, а верой в Иисуса Христа, Который взял на себя все наши грехи. То есть, веруя в Иисуса Христа и принимая Его жертву за наши грехи, мы становимся чистыми в глазах Бога. Потому что за все наши грехи заплачено на Голгофском кресте. Всё, чего Бог ожидает от нас – это искренне верить и не огорчать Бога. Проще говоря – жить с чистой совестью.
Перечитайте внимательно этот текст из Библии:
«ибо если сердце наше осуждает нас, то тем более Бог, потому что Бог больше сердца нашего и знает все. Возлюбленные! если сердце наше не осуждает нас, то мы имеем дерзновение к Богу, и, чего ни попросим, получим от Него, потому что соблюдаем заповеди Его и делаем благоугодное пред Ним. А заповедь Его та, чтобы мы веровали во имя Сына Его Иисуса Христа и любили друг друга, как Он заповедал нам» ( 1 Ин. 3:20-23 )
Мой совет: обратитесь к Богу всем сердцем. Вам сейчас нужны не церковные таинства, а личные отношения с Богом. Ваши человеческие усилия измениться ни к чему не приведут, это проверено веками. Даже если вы бросите курить, но не обратитесь к Богу всем сердцем – вы ничего не приобретете. Вы просто станете «некурящим грешником», не более того. Если у вас нет сил измениться – просите об этом у Бога! Бог обещал слышать каждую молитву и помогать нам. Бог еще ни разу не отказал людям в просьбах изменить сердце. Более того, Он сам заинтересован в этом. Он хочет помочь вам, будьте уверены в этом. Когда Дух Святой приходит в нашу жизнь, сердце меняется настолько сильно, что вам будет противен грех в любой форме. Чистое сердце – это не усилия человека, а результат Божьего действия.
«И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное» ( Иез. 36:26 )
Курение во время поста
Пост – время очищения, когда христианин должен пройти через множество ограничений. Все знают о строжайшей диете, однако помимо питания пост накладывается и на другие аспекты жизни. Не все понимают, курение – это грех или нет, ведь прямое указание в Библии отсутствует.
Что такое пост?
Пост – период, когда происходит переосмысление принципов поведения, переоценка жизни. Это время отказа от грехов: сквернословия, зависти, злости. Для этого периода характерен радикальный пересмотр рациона: запрещаются мясо, рыба, молоко. Это ограничение соблюдает большинство православных, однако есть зависимости, с которыми справиться сложно даже в пост. Однозначно говорит православие о курении табака.
Является ли курение грехом
Курение относится к наиболее распространенным страстям, поэтому наравне с обжорством, нетрезвым состоянием является грехом. Также как и отказ о пищи, отказ от иных вариантов чревоугодия символизирует восхождение над физическими желаниями в угоду духовным силам.
Статистика говорит о том, что 60% мужского населения, а также каждая 5-ая женщина в России курит. Но делать это в пост не допускается. Необходимо использовать это время для избавления от вредной привычки. Поводов для этого немало даже со стороны светской жизни:
- более 4000 токсических соединений содержатся в табачном дыме и разрушает организм;
- повышение риска развития множества заболеваний дыхательной системы, подверженность вирусным инфекциям вследствие снижения иммунитета;
- риск онкологических заболеваний.
Отказ от вредной привычки труден. Перед этим рекомендуется причаститься, оставить все согрешения в старой жизни. Верующему человеку Бог дает силы справиться с любой сложной задачей.
С молитвой бросить курить легче. Если человек чувствует, что привычка может взять верх, можно обратиться к священнику – его слова поддержки помогут удержаться от прегрешения. Максимальная интенсивность синдрома отмены наблюдается на протяжении всего нескольких дней. Можно использовать в этот период пластыри, жвачки.
Курение, несмотря на распространенность, никак не оправдывается церковью. Мало того, оно рассматривается как медленное самоубийство. Нельзя курить не только в пост, но и накануне Таинств – Крещения, Причастия.
Причина запрета заключается в том, что курение воспринимается церковью как угода злым духам. Если не получается отказаться от сигарет в этот период, говорится о происках дьявола, который препятствует победе духа над физическим телом.
В давние времена священники накладывали наказание на тех, кто не смог удержаться от привычки:
- предписывали многократно читать молитву;
- назначали уход за стариками и больными;
- отправляли ремонтировать храм.
Нужно ли держать пост?
Если человек не нашел в себе сил отказаться от пагубной привычки даже на период поста, это не означает, что поститься не нужно. Никто не закроет перед ним дверь храма, несмотря на его слабость. Но постараться подавить желание покурить очень важно для очищения тела и души. Пусть человек будет выкуривать меньше сигарет, но держать пост нужно обязательно. Каждый человек – грешник, но Бог не осуждает, а любит всех нас. Для православного человека Великий пост – сильнейшая мотивация отказаться от привычки. Однако с молитвой и верой бросить можно в любой день. Если не получилось удержаться, нужно сходить на исповедь.
Есть простой метод бросить на Пасху. В воскресенье – последний день Масленицы разрешается курить как обычно, только перед сном положить рядом с собой пустую пачку с запиской: Я бросил курить. Бумажку и пустой спичечный коробок кладут на пачку и ложатся отдыхать. У многих получилось отказаться от привычки таким простым способом и без ломки.
Мусульманство
Множество религий существует и каждая из них имеет свои особенности. Однако в части курения ислам и христианство схожи. О сигаретах нет упоминания и в Коране, однако непрямые указания на запрет можно найти. Например, говорится о том, что запрещается все плохое и скверное. Без сомнения, табакокурение, как процесс разрушающий здоровье как курильщика, так и людей рядом с ним, – преступление.
В этой же части можно рассмотреть призыв о не нанесении убытка. Еще одна цитата из Корана гласит: «Не убивайте себя, не очерняйте нутро запретным». Поэтому закурить в пост запрещается строжайше.
Известна особая любовь мусульман к кальяну. Мнения о его использовании в пост разнятся: часть представителей сообщества считает его небольшим грехом, однако большинство склоняется к мнению, что это серьезный грех. Независимо от православия или ислама, уверенно можно сказать, можно ли курить кальян в пост. Кальянный и сигаретный дым наносят вред, поэтому привычки должны быть под запретом независимо от того, пост или нет.
Безусловно, согласно Писанию, курение запрещено, и человек, нарушающий запрет в пост, не может очистить свою душу. Нарушение правил приводит к тому, что пост не засчитывается.
Пост у мусульман протекает строже. В дневное время запрет накладывается на пищу, воду, половую близость, любые развлечения, спиртное. Разумеется, и курить в пост нельзя. Главным месяцем поста является Рамазан, хотя и в любой другой курение не допускается, ведь тело является собственностью Аллаха и осквернять его нельзя. Как и Великий пост у православных, Рамадан у мусульман – лучшее время, чтобы бросить курить.
Курение марихуаны, травы дает опьяняющий эффект, поэтому это харам (тяжелый грех) не только в пост. Аналогично запрещено оно в православной культуре.
Как видно, в любой религии пост – время воздержания и жесткого контроля над своими желаниями. Однако не следует относиться к нему как к пытке. Это возможность преодолеть себя, ощутить свою силу, преобладание духовного над физическим. Зависимость опасна в любой форме и, не научившись преодолевать себя, человек рискует скатиться вниз, поддаваясь влиянию все больших страстей.
Полезное видео
О курении пойдет речь ниже:
Можно ли курить перед причастием и исповедью
Многих людей, пристрастившихся к табачным изделиям, интересует можно ли курить в пост. Ниже постараемся дать развернутый ответ на данный вопрос.
Можно ли курить в пост
Курение табака, равно как и употребление спиртных напитков в значительных количествах, относится к разгульным действиям, недопустимым во время поста.
Курение табака, помимо прочего, приравнивается к деяниям, угодным дьяволу, поэтому фактически находится под запретом вне зависимости от наличия поста.
Таким образом, ответ на вопрос, можно ли курить в пост, а тем более — можно ли курить в Великий пост, будет однозначно отрицательным. Ведь Великий пост является одним из самых строгих в году.
Можно ли курить в пост перед причастием
Перед принятием причастия также практикуется отказ от ряда видов продуктов, то есть соблюдение поста. Стоит знать, что основной сущностью любого подобного воздержания является не замена одних продуктов другими, а отказ от мирских радостей ради духовного блага. Поэтому вопрос о том, можно ли курить в пост перед причастием, является, по меньшей мере, нелогичным. Если человек не способен отказаться от табака на период воздержания перед причастием, то вряд ли можно говорить о наличии торжества духа над телом.
Стоит заметить, что на данный момент большинством священников на вопрос относительно того, можно ли курить в пост, рекомендуют если не полностью, то хотя бы частично отказаться от этой вредной привычки на время поста, тем самым проявив стремление ограничить себя от греховных стремлений.
Учитывая приведенную выше информацию, ответы на вопросы можно ли курить в великий пост и можно ли курить в пост перед причастием будут отрицательными. Принимая во внимание смягчение современных нравов, даже при наличии информации относительно нарушения данного запрета священник не возборонит нарушителю участвовать в таинствах, но для человека, стремящегося жить в соответствии с Заповедями, отказ от курения и алкоголя должен быть одним из первых шагов.
Я заядлый курильщик. Слышал, что после Святого Причастия не разрешается курить. Сам бросить не могу, как ни пытался. Совесть мучает и не дает приступать к Таинству. Как быть? Помогите. Юрий
— Уважаемый Юрий! Конечно, курение — дурная привычка, от которой по возможности надо отказаться. Но если человек курит годы или десятки лет, мало кому удается бросить сразу. Некоторым старым людям даже врачи не рекомендуют бросать: за 40-50 лет организм настолько адаптировался к никотину, что резкое исключение его из обмена веществ для ослабленного болезнью и возрастом человека небезопасно. Но это исключение. Людям молодым и даже среднего возраста надо как можно быстрее перестать отравлять свой организм. Но все же курение не может быть поводом для отказа человеку в причастии.
Сегодня многие приходят в храм в зрелом возрасте, имея за плечами серьезные грехи. Естественно, есть много курильщиков и в колонии для несовершеннолетних, которую я окормляю, и среди воспитанников нашего центра. В асоциальной среде трудно не закурить. Многие, начав исповедоваться и причащаться, хотят бросить. Иногда, когда я вижу, что человек уже морально страдает от своего курения, предлагаю на исповеди дать перед Крестом и Евангелием обет Богу не курить полгода. Но это очень большая ответственность для священника. Ведь если человек, поддавшись эмоциям, даст обет, а потом сорвется, может и в вере ослабнуть. По моей вине. Поэтому я не часто предлагаю курильщикам дать обет, но только если вижу решимость выдержать его. Некоторые не только выдержали, но вошли во вкус и бросили окончательно. Но, повторяю, обет Богу слишком серьезен, чтобы советовать его каждому курильщику. Как правило, я советую на вечерней исповеди не курить до утреней службы и хотя бы час-другой (получится больше — замечательно!) после причастия. В одном вы правы — сразу после причастия закуривать дико и странно. Но неужели вы и часа не продержитесь? Оставьте с утра сигареты дома, а после службы попробуйте погулять в тихом месте (хорошо, если рядом лес или парк есть), поразмышлять на прогулке о вечном. Скорее всего, в это время у вас не возникнет желания закурить — благодать Божия подействует. А может быть, со временем с помощью Божией вы сможете и избавиться от этой дурной привычки. Но то, что вы, имея стремление и потребность причаститься, не причащаетесь, неправильно. Я догадываюсь, что вы и не исповедуетесь, иначе вам это объяснил бы священник на исповеди. Поэтому желаю вам как можно быстрее подготовиться и прийти на исповедь. Только священник может на какое-то время отлучить человека от причастия, назначить епитимью. Самочинное же отлучение мирянином самого себя от причастия недопустимо.
Вера и духовная жизнь. Матушки.ру
Вера и духовная жизнь ⇒ Что нельзя делать до и после Службы (причастия)?
Модератор: Topolek
Сообщение Арфа » 16 май 2008, 23:41
Сообщение Маленькая мама » 22 ноя 2008, 15:21
Сообщение Виолина » 22 ноя 2008, 16:28
Сообщение Несмеяна » 23 ноя 2008, 16:04
Сообщение фотина » 23 ноя 2008, 16:10
Сообщение Несмеяна » 23 ноя 2008, 16:16
Сообщение Несмеяна » 23 ноя 2008, 16:28
Сообщение Алла » 24 ноя 2008, 18:55
Сообщение Парасолька » 24 ноя 2008, 21:24
Похожие записи:
Можно ли курить перед причастием и исповедью
Многих людей, пристрастившихся к табачным изделиям, интересует можно ли курить в пост. Ниже постараемся дать развернутый ответ на данный вопрос.
Можно ли курить в пост
Курение табака, равно как и употребление спиртных напитков в значительных количествах, относится к разгульным действиям, недопустимым во время поста.
Курение табака, помимо прочего, приравнивается к деяниям, угодным дьяволу, поэтому фактически находится под запретом вне зависимости от наличия поста.
Таким образом, ответ на вопрос, можно ли курить в пост, а тем более — можно ли курить в Великий пост, будет однозначно отрицательным. Ведь Великий пост является одним из самых строгих в году.
Можно ли курить в пост перед причастием
Перед принятием причастия также практикуется отказ от ряда видов продуктов, то есть соблюдение поста. Стоит знать, что основной сущностью любого подобного воздержания является не замена одних продуктов другими, а отказ от мирских радостей ради духовного блага. Поэтому вопрос о том, можно ли курить в пост перед причастием, является, по меньшей мере, нелогичным. Если человек не способен отказаться от табака на период воздержания перед причастием, то вряд ли можно говорить о наличии торжества духа над телом.
Стоит заметить, что на данный момент большинством священников на вопрос относительно того, можно ли курить в пост, рекомендуют если не полностью, то хотя бы частично отказаться от этой вредной привычки на время поста, тем самым проявив стремление ограничить себя от греховных стремлений.
Учитывая приведенную выше информацию, ответы на вопросы можно ли курить в великий пост и можно ли курить в пост перед причастием будут отрицательными. Принимая во внимание смягчение современных нравов, даже при наличии информации относительно нарушения данного запрета священник не возборонит нарушителю участвовать в таинствах, но для человека, стремящегося жить в соответствии с Заповедями, отказ от курения и алкоголя должен быть одним из первых шагов.
Я заядлый курильщик. Слышал, что после Святого Причастия не разрешается курить. Сам бросить не могу, как ни пытался. Совесть мучает и не дает приступать к Таинству. Как быть? Помогите. Юрий
— Уважаемый Юрий! Конечно, курение — дурная привычка, от которой по возможности надо отказаться. Но если человек курит годы или десятки лет, мало кому удается бросить сразу. Некоторым старым людям даже врачи не рекомендуют бросать: за 40-50 лет организм настолько адаптировался к никотину, что резкое исключение его из обмена веществ для ослабленного болезнью и возрастом человека небезопасно. Но это исключение. Людям молодым и даже среднего возраста надо как можно быстрее перестать отравлять свой организм. Но все же курение не может быть поводом для отказа человеку в причастии.
Сегодня многие приходят в храм в зрелом возрасте, имея за плечами серьезные грехи. Естественно, есть много курильщиков и в колонии для несовершеннолетних, которую я окормляю, и среди воспитанников нашего центра. В асоциальной среде трудно не закурить. Многие, начав исповедоваться и причащаться, хотят бросить. Иногда, когда я вижу, что человек уже морально страдает от своего курения, предлагаю на исповеди дать перед Крестом и Евангелием обет Богу не курить полгода. Но это очень большая ответственность для священника. Ведь если человек, поддавшись эмоциям, даст обет, а потом сорвется, может и в вере ослабнуть. По моей вине. Поэтому я не часто предлагаю курильщикам дать обет, но только если вижу решимость выдержать его. Некоторые не только выдержали, но вошли во вкус и бросили окончательно. Но, повторяю, обет Богу слишком серьезен, чтобы советовать его каждому курильщику. Как правило, я советую на вечерней исповеди не курить до утреней службы и хотя бы час-другой (получится больше — замечательно!) после причастия. В одном вы правы — сразу после причастия закуривать дико и странно. Но неужели вы и часа не продержитесь? Оставьте с утра сигареты дома, а после службы попробуйте погулять в тихом месте (хорошо, если рядом лес или парк есть), поразмышлять на прогулке о вечном. Скорее всего, в это время у вас не возникнет желания закурить — благодать Божия подействует. А может быть, со временем с помощью Божией вы сможете и избавиться от этой дурной привычки. Но то, что вы, имея стремление и потребность причаститься, не причащаетесь, неправильно. Я догадываюсь, что вы и не исповедуетесь, иначе вам это объяснил бы священник на исповеди. Поэтому желаю вам как можно быстрее подготовиться и прийти на исповедь. Только священник может на какое-то время отлучить человека от причастия, назначить епитимью. Самочинное же отлучение мирянином самого себя от причастия недопустимо.
Вера и духовная жизнь. Матушки.ру
Вера и духовная жизнь ⇒ Что нельзя делать до и после Службы (причастия)?
Модератор: Topolek
Сообщение Арфа » 16 май 2008, 23:41
Сообщение Маленькая мама » 22 ноя 2008, 15:21
Сообщение Виолина » 22 ноя 2008, 16:28
Сообщение Несмеяна » 23 ноя 2008, 16:04
Сообщение фотина » 23 ноя 2008, 16:10
Сообщение Несмеяна » 23 ноя 2008, 16:16
Сообщение Несмеяна » 23 ноя 2008, 16:28
Сообщение Алла » 24 ноя 2008, 18:55
Сообщение Парасолька » 24 ноя 2008, 21:24
Таинство причащения.
Часть 3. Как готовиться к причастию
Исповедь. Фото: А.Поспелов / Православие.Ru |
Святые тайны – тело и кровь Христовы – величайшая святыня, дар Бога нам грешным и недостойным. Недаром они так и называются – святые дары.
Никто на земле не может считать себя достойным быть причастником святых тайн. Готовясь к причастию, мы очищаем свое духовное и телесное естество. Душу мы готовим молитвой, покаянием и примирением с ближним, а тело – постом и воздержанием. Подготовка эта называется говением.
Готовящиеся к причастию читают три канона: 1) покаянный ко Господу Иисусу Христу; 2) молебный ко Пресвятой Богородице; 3) канон ангелу-хранителю. Также читается Последование ко святому причащению, в которое входят канон к причастию и молитвы.
Рекомендуется прочесть все каноны в удобное время в течение дня накануне причащения, а молитвы к причастию – в день причащения утром, перед литургией.
Все эти каноны и молитвы содержатся в Каноннике и обычном православном молитвослове.
Накануне причащения необходимо быть на вечерней службе, ибо церковный день начинается с вечера.
Перед причастием приписывается говение, пощение, пост – телесное воздержание. Во время поста должна быть исключена пища животного происхождения: мясные, молочные продукты, а также яйца. При строгом посте исключается и рыба. Но постные продукты также необходимо употреблять в умеренном количестве.
Супруги во время говения должны воздерживаться от телесной близости (5-е правило святителя Тимофея Александрийского). Женщины, находящиеся в очищении (в период месячных), не могут причащаться (7-е правило святителя Тимофея Александрийского).
Поститься, конечно, необходимо не только телом, но и умом, зрением и слухом, храня свою душу от мирских развлечений.
Продолжительность евхаристического поста обычно оговаривается с духовником или приходским священником. Это зависит от телесного здоровья, духовного состояния причащающегося, а также от того, насколько часто он приступает к святым тайнам.
Общая практика поститься перед причастием – не менее трех дней.
Тем, кто причащаются часто (например, раз в неделю), продолжительность поста может быть сокращена по благословению духовника до 1–2 дней.
Также духовник может ослабить пост для людей болящих, беременных и кормящих женщин, а также учитывая другие обстоятельства жизни.
Готовящиеся к причастию после полуночи уже не едят, так как наступает день причащения. Причащаться нужно натощак. Ни в коем случае нельзя курить. Некоторые ошибочно считают, что с утра нельзя чистить зубы, чтобы не проглотить воды. Это совершенно неправильно. В «Учительном известии» каждому священнику предписана перед литургией чистка зубов.
Самым важным моментом в подготовке к таинству причащения является очищение своей души от грехов, которое совершается в таинстве исповеди. В душу не очищенную от греха, не примиренную с Богом не войдет Христос.
Можно иногда услышать мнение о том, что нужно отделить таинства исповеди и причащения. И если человек регулярно исповедуется, то он может приступить к причастию без исповеди. В этом случае обычно ссылаются на практику некоторых Поместных Церквей (например Элладской).
Но наш российский народ более 70 лет находился в атеистическом пленении. И Русская Церковь только-только понемногу начинает оправляться от той духовной катастрофы, которая постигла нашу страну. У нас очень мало православных храмов и священнослужителей. В Москве на 10 миллионов жителей всего около одной тысячи священников. Люди невоцерковлены, оторваны от традиций. Общинно-приходская жизнь практически отсутствует. Жизнь и духовный уровень современных православных верующих несравнимы с жизнью христиан первых веков. Поэтому мы держимся практики исповеди перед каждым причащением.
Кстати, о первых веках христианства. Важнейший исторический памятник раннехристианской письменности «Учение 12 апостолов» или по-гречески «Дидахе», говорит: «В день Господень (то есть в день воскресный. – о. П.Г.), собравшись вместе, преломите хлеб и благодарите, исповедавши наперед прегрешения ваша, дабы чиста была жертва ваша. Всякий же, имеющий распрю с другом своим, да не приходит вместе с вами, пока не примирятся, дабы не была осквернена жертва ваша; ибо таково наречение Господа: на всяком месте и во всякое время надлежит приносить Мне жертву чистую, ибо Я Царь великий, говорит Господь, и имя Мое чудно в народах» (Дидахе, 14). И еще: «В церкви исповедуй грехи свои и не приступай к молитве своей с дурной совестью. Такой путь жизни!» (Дидахе, 4).
«Учение 12 апостолов» является авторитетным источником конца I – начала II века и дает нам яркое представление о жизни раннехристианских общин, и наставление о необходимости литургической исповеди весьма для нас ценно.
Важность покаяния, очищения от грехов перед причащением несомненна, поэтому немного подробнее остановимся на этой теме.
Для многих первая исповедь и причастие стала началом их воцерковления, становления как православных христиан.
Готовясь к встрече дорогого гостя, мы стараемся получше убрать в своем доме, навести порядок. Тем паче мы должны с трепетом, благоговением и тщательностью готовиться принять в дом своей души «Царя царствующих и Господа Господствующих». Чем внимательнее христианин следит за духовной жизнью, чем чаще и усерднее он кается, тем более видит свои грехи и недостоинство пред Богом. Недаром люди святые видели грехи свои бесчисленными, как песок морской. К преподобному авве Дорофею пришел один знатный горожанин городка Газы, и авва спросил его: «Именитый господин, скажи мне за кого ты считаешь себя в своем городе?» Он ответил: «Считаю себя за великого и первого в городе». Тогда преподобный снова спросил его: «Если ты пойдешь в Кесарию, за кого будешь считать себя там?» Человек тот ответил: «За последнего из тамошних вельмож». «Если же ты отправишься в Антиохию, за кого ты будешь там себя считать?» – «Там, – ответил он, – буду считать себя за одного из простолюдинов». – «Если же пойдешь в Константинополь и приблизишься к царю, там за кого ты будешь считать себя?» И он ответил: «Почти за нищего». Тогда авва сказал ему: «Вот так и святые, чем более приближаются к Богу, тем более видят себя грешными» [1] .
К сожалению, приходится видеть, что некоторые воспринимают таинство исповеди как некую формальность, пройдя которую, они будут допущены к причастию. Готовясь причащаться, мы должны со всей ответственностью отнестись к очищению своей души, чтобы соделать ее храмом для принятия Христа.
Покаяние святые отцы называют вторым крещением, крещением слезами. Подобно тому, как воды крещения омывают нашу душу от грехов, слезы покаяния, плачь и сокрушение о прегрешениях, очищают наше духовное естество.
Для чего мы каемся, если Господь и так знает все наши грехи? Бог ждет от нас раскаяния, признания их. В таинстве исповеди мы просим у Него прощения. Понять это можно на таком примере. Ребенок залез в шкаф и съел все конфеты. Отец прекрасно знает, кто это сделал, но ждет, когда сын сам придет и попросит прощения.
Само слово «исповедь» означает, что христианин пришел поведать, исповедать, рассказать сам свои грехи. Священник в молитве перед исповедью читает: «Сия рабы Твоя, словом разрешитеся благоволи». Сам человек разрешается от своих грехов посредством слова и получает от Бога прощение. Поэтому исповедь должна быть частной, а не общей. Я имею в виду практику, когда священник читает список возможных грехов, а потом просто накрывает исповедующегося епитрахилью. «Общая исповедь» была почти повсеместным явлением в советское время, когда оставалось очень мало действующих храмов и по воскресным, праздничным дням, а также постами, они были переполнены молящимися. Поисповедовать всех желающих было просто нереально. Проводить исповедь после вечерней службы тоже почти нигде не разрешалось. Сейчас, слава Богу, храмов, где проводится подобная исповедь осталось очень мало.
Чтобы хорошо подготовиться к очищению души, нужно перед таинством покаяния поразмыслить о своих грехах, вспомнить их. В этом нам помогают книги: «В помощь кающимся» святителя Игнатия (Брянчанинова), «Опыт построения исповеди» архимандрита Иоанна (Крестьянкина) и другие.
Исповедь нельзя воспринимать, как только духовную моечную, душевую. Можно возиться в земле и грязи не бояться, все равно потом все отмоется в душе. И можно идти грешить дальше. Если человек подходит к исповеди с такими мыслями, он исповедуется не во спасение, а в суд и осуждение. И формально «поисповедавшись», разрешение грехов от Бога он не получит. Не так все просто. Грех, страсть наносит душе большой вред, и даже принеся покаяние, человек несет последствия своего греха. Так у больного, переболевшего оспой, остаются на теле шрамы.
Недостаточно просто исповедовать грех, нужно приложить все усилия к тому, чтобы победить склонность к греху в своей душе, не возвращаться более к нему. Так врач удаляет раковую опухоль и назначает курс химиотерапии, чтобы победить болезнь, не допустить рецидива. Конечно, не просто сразу оставить грех, но кающийся не должен лицемерить: «Покаюсь – и дальше буду грешить». Человек должен приложить все силы, чтобы встать на путь исправления, более не возвращаться ко греху. Человек должен просить у Бога помощи для борьбы с грехами и страстями.
Те, кто редко исповедуются и причащаются, перестают видеть свои грехи. Они удаляются от Бога. И наоборот, приближаясь к Нему, как Источнику света, люди начинают видеть все темные и нечистые уголки своей души. Подобно тому, как яркое солнце высвечивает все неубранные закутки помещения.
Господь не ждет от нас земных даров и приношений, но: «жертва Богу – дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс. 50: 19). И готовясь соединиться со Христом в таинстве причащения, мы приносим Ему эту жертву.
«Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди, прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5: 23–24), – говорит нам слово Божие.
Смертно согрешает тот, кто дерзает причащаться, имея в сердце злобу, вражду, ненависть, непрощенные обиды.
О том, в какое ужасное греховное состояние могут впасть люди, приступающие к причащению в состоянии гнева и непримирения, рассказывает Киево-Печерский патерик. «Были два брата по духу – диакон Евагрий и священник Тит. И имели они друг к другу любовь великую и нелицемерную, так что все дивились их единодушию и безмерной любви. Ненавидящий же добро диавол, который всегда ходит, “как рыкающий лев, ища кого поглотить” (1 Петр. 5: 8), возбудил между ними вражду. И такую ненависть вложил он в них, что они уклонялись друг от друга, не хотел один другого видеть в лицо. Много раз братия молили их примириться между собой, но они и слышать не хотели. Когда Тит шел с кадилом, Евагрий отбегал от фимиама; когда же Евагрий не отбегал, Тит проходил мимо него, не покадив. И так пробыли они много времени в греховном мраке, приступали к святым тайнам: Тит, не прося прощения, а Евагрий, гневаясь, – до того вооружил их враг. Однажды Тит сильно разболелся и, будучи уже при смерти, стал горевать о своем прегрешении и послал к диакону с мольбой: “Прости меня, ради Бога, брат мой, что я напрасно гневался на тебя”. Евагрий же отвечал жестокими словами и проклятиями. Старцы, видя, что Тит умирает, насильно привели Евагрия, чтобы помирить его с братом. Увидев его, больной приподнялся немного, пал ниц к его ногам и сказал: “Прости и благослови меня, отец мой!” Он же, немилостивый и лютый, отказался простить в присутствии всех, говоря: “Никогда не примирюсь с ним, ни в этом веке, ни в будущем”. И вдруг Евагрий вырвался из рук старцев и упал. Его хотели поднять, но увидели, что он уже мертв. И не могли ему ни руки вытянуть, ни рта закрыть, как у давно умершего. Больной же тотчас встал, как бы никогда и не был болен. И ужаснулись все внезапной смерти одного и скорому выздоровлению другого. Со многим плачем погребли Евагрия. Рот и глаза у него так и оставались открытыми, а руки растянутыми. Тогда старцы спросили Тита: “Что все это значит?” И он рассказал: “Видел я ангелов, отступавших от меня и плачущих о моей душе, и бесов, радующихся моему гневу. И тогда начал я молить брата, чтобы он простил меня. Когда же вы привели его ко мне, я увидел ангела немилостивого, держащего пламенное копье, и когда Евагрий не простил меня, он ударил его и тот упал мертвый. Мне же ангел подал руку и поднял меня”. Услышав это, убоялись братия Бога, сказавшего: “Прощайте, и прощены будете” (Лк. 6: 37)» [2] .
Готовясь к причащению святых тайн нужно (если только есть такая возможность) попросить прощения у всех, кого мы вольно или невольно обидели и самим всех простить. Если не представляется возможным сделать это лично, нужно примириться с ближними хотя бы в своем сердце. Конечно, это бывает не просто – все мы люди гордые, обидчивые (кстати, обидчивость всегда проистекает от самолюбия). Но как мы можем просить у Бога прощения своих грехов, рассчитывать на отпущение их, если сами не прощаем наших обидчиков. Незадолго до причащения верующих на Божественной литургии поется молитва Господня – «Отче наш». Как напоминание нам, что Бог только тогда «оставит (простит) нам долги (грехи) наши», когда и мы оставим «должником нашим».