Курение в самолетах в ссср
Почему раньше можно было курить в самолёте, а сейчас штрафуют?
Российский турист в пятницу был задержан за курение электронной сигареты на борту самолёта. Он останется в тюрьме Катара до тех пор, пока не заплатит штраф в размере 80 долларов. На самом деле до начала 2000-х пассажиры могли спокойно дымить на борту. Почему же сейчас нельзя? Отвечают стюардессы, пилоты и заместитель министра гражданской авиации СССР.
Почему и когда запретили?
Представьте, что вы летите в самолёте, а ваш сосед по креслу всё время курит. И ведь так было. Правда, предварительно покупая билет, вы могли выбрать зону для некурящих. Но это не спасало, как, помните, в кафе до запрета: сидишь вроде бы там, где не дымят, но всё равно весь пропитываешься запахом.
Впервые полный запрет на курение на борту был введён в США в 1988 году. Примеру Штатов последовали и многие другие страны. В советско-российской истории это был длительный и постепенный процесс. Сначала в 1986 году запретили курить на коротких рейсах, а полный запрет был введён только в начале 2000-х.
Заместитель министра гражданской авиации СССР Иван Васин:
— Указание о запрете курения на полётах продолжительностью до трёх часов я подписал в 1986 году. Курить можно было только после посадки судна. Почему? Потому что было очень много жалоб от пассажиров с детьми. Система кондиционирования не обеспечивала чистоту воздуха, и дети страдали от этого. Хоть раньше выделялись отдельные места для курящих, всё равно запах сигарет по всему салону проходил. С тех пор и было принято такое решение. И это было чисто гуманное решение, с безопасностью никак не связанное. На короткие рейсы приходилась тогда большая часть всех полётов, поэтому мы думали только о них, это не было заботой о курильщиках.
В 2002 году “Аэрофлот” ввёл запрет на курение абсолютно на всех рейсах. Фото: © РИА Новости/Дмитрий Петроченко
— Как показывают проведённые исследования, в поддержку данной меры выступает даже 38% курящих пассажиров. Это неудивительно, так как 27% курящих и до введения запрета на зажжённую сигарету в салоне предпочитали места для некурящих, — заявили тогда в авиакомпании. — Проблема запрета на курение во время полёта носит для приверженцев этой вредной привычки скорее психологический, нежели практический характер. Специалисты утверждают, что 43% курящих могут без особого труда не притрагиваться к сигаретам свыше десяти часов (полёт из Москвы в Петропавловск-Камчатский длится 9 часов 30 минут).
Интересно, что тогда “Аэрофлот” обещал заядлым курильщикам выдавать на борту субституты в виде специальной жевательной резинки, чтобы помочь пережить время без сигарет. Но опрошенные нами стюардессы сказали, что впервые слышат об этом.
Работает ли сейчас запрет?
Бортпроводник авиакомпании “ЮТэйр”:
— Количество курильщиков сильно зависит от рейса. Так, курят почти каждый рейс на направлениях в Среднюю Азию: Баку, Худжанд, Ташкент, Душанбе, Самарканд. КАЖДЫЙ РЕЙС. И это несмотря на то что несколько раз озвучивается информация о запрете курения и стикеры везде наклеены. Пассажиры ссылаются на то, что “у меня голова болит, если не курить” и “а чё будет-то, я чуть-чуть”. На региональных и чартерных рейсах по России курят деловые дяденьки — раз в две недели примерно встречаются такие. Часто предлагают деньги за сокрытие — обычно 5—10 тысяч рублей.
Фото: © Roy Chung
Тут главное — почуять вовремя и поймать за руку. Сразу спрашиваешь, куда дел окурок, потому что если он кинул в мусорку с бумагой, то будет пожар. А самолёт сгорает в воздухе за 2 минуты.
Проблема в том, что у нас нельзя сразу сдать полиции такого человека — сначала нужно сделать устное, потом письменное предупреждение (оформляется акт, который подписывает вся бригада бортпроводников, командир воздушного суда). Ещё у пассажира нужно взять паспорт, а с ним сначала ещё препираешься минут 10, так как “это не он”. На снижении командир сообщает о необходимости присутствия полиции на посадке. Но это занимает ещё минут 15 после рейса, а пилотам лишь бы освободиться пораньше, поэтому они часто “прощают” и говорят нам, чтобы мы просто устно пригрозили полицией пассажиру.
А если и сдаем полиции, то там копеечный штраф — около 1,5 тысячи рублей, а они готовы и 10 тысяч отдать, чтобы покурить. В общем, это никого не останавливает.
Можно ли курить в самолете, и какой предусмотрен штраф при нарушении правил?
Все авиаперевозчики, совершающие рейсы внутри РФ или за её пределы, запрещают курение в самолёте. Такая запретная мера возникла неслучайно. Ведь курение одних пассажиров доставляет массу неудобств другим. Кроме того, оно является частой причиной пожаров. За курение в салоне авиалайнера пассажиру придётся заплатить большой штраф.
Почему запрещается курить в самолёте?
Существует три основных причины, из-за которых введён запрет на курение в салоне авиалайнера. Правда, вплоть до 70-х годов минувшего века на них никто не обращал внимания, хоть они и представляли определённую угрозу жизни людей.
Почему нельзя пассажирам курить в самолёте:
- Может стать причиной пожара. В салоне любого летательного аппарата есть материалы, которые быстро воспламеняются от любой искры. Непотушенный окурок, выброшенный, например, в набитый бумагой туалетный мусорный ящик, может привести к пожару. Пассажирам, находящимся в объятом пламенем салоне лайнера, не удастся покинуть загоревшийся объект. Это приведёт к гибели людей и авиакатастрофе.
- Нарушает права некурящих пассажиров. Раньше в салонах многих воздушных суден были отдельные зоны для курящих и некурящих авиапассажиров. Однако системы кондиционирования не всегда справлялись с отведением дыма. Смог проникал в зону для некурящих. От этого страдали больные аллергией, астмой и беременные женщины. Стоящий в салоне авиалайнера смог попадал и в кабину пилотов, что сказывалось на их самочувствии и скорости реакции.
- Увеличивает расходы авиаперевозчика, в том числе и на очистку воздушных фильтров. Табачный дым сильно загрязняет установленные в самолёте воздушные фильтры, на очистку или замену которых авиаперевозчикам приходится выделять дополнительные средства. Кроме того, от него желтеют панели салона. Сами пассажиры порой по неосторожности прожигают сигаретой дырку в обивке кресел.
Чем опасно курение на борту?
Курение в самолётах опасно, так как табачный дым заглушает запах гари, возникающий во время пожара. Если на борту авиалайнера произойдёт возгорание, то экипаж и пассажиры его попросту не заметят. Ведь датчики, реагирующие на дым, будут отключены, чтобы не мешать курильщикам. Да и сами пассажиры не почувствуют запах горения. Если упустить момент, на протяжении которого можно противодействовать пожару, самолёт полностью сгорит. На это уйдёт всего 15 минут. Правда, этого времени не хватит и для совершения экстренной посадки.
История запрета курения в самолётах
Курение на борту пассажирского самолёта запретили не сразу. Раньше оно было разрешено. Правда, при взлёте, посадке или в момент входа в зону турбулентности пассажирам предлагали потушить свои сигареты. Однако в силу часто повторяющихся инцидентов, связанных с курильщиками, курение решили запретить.
СССР и Россия
Так когда же запретили курить в России на борту авиалайнера? История запрета начинается ещё с советских времён. В 1986 году курильщикам нельзя было поджигать свои сигареты, если они летели трёхчасовыми непродолжительными рейсами. По прилёте в аэропорт все желающие могли покурить.
В 2002 Аэрофлот запретил пользоваться сигаретами на всех своих рейсах. Компания во время полёта выдавала курильщикам специальные содержащие никотин субституты, например, жевательные резинки. Другие российские авиаперевозчики в начале 2000-х запретили курение на непродолжительных перелётах.
В 2013 году в России вышел закон, строго запрещающий курение на борту любого авиалайнера, совершающего любой по времени полёт. За невыполнение этого требования на пассажиров могут наложить штраф, равный 50 000 рублям.
Америка
В 70-х годах прошлого века многие американские авиаперевозчики на борту своих авиалайнеров отграничили зоны курильщиков от некурящих граждан. Американцы впервые в 1979 году ввели запрет на использование сигар и трубок в салоне. В 1988 году вышел запрет на курение на всех внутренних непродолжительных рейсах. Примеру американцев последовали все авиакомпании мира. В 2018 году исполняется 30 лет, как в США действует этот запрет. Однако на борту многих самолётов до сих пор висят указатели, напоминающие о том, что зажигать сигарету во время полёта нельзя.
Европа
В Европе также действует запрет на курение во всех без исключения лайнерах. Такой закон действует с конца 80-х. Правда, в Германии есть авиакомпания Smintair, разрешающая курильщикам покурить во время полёта. Правда, билеты на рейсы этого авиаперевозчика можно купить только по тарифам бизнес-класса. Smintair принято считать авиакомпанией для курильщиков.
В Азии запреты на курение самые строгие. В ОАЭ за подобный проступок наступает уголовная ответственность. Некоторые азиатские авиаперевозчики ограничиваются только штрафами. Правда, их размер может быть очень большим, особенно если лайнеру пришлось совершить по вине закурившего авиапассажира незапланированную посадку.
В Турции начиная с 2008 года нельзя курить не только в самолёте, но в каком-либо помещении, в том числе внутри аэропорта. В самой Сирии штраф за курение составляет приблизительно 50 долларов. В ОАЭ размер штрафной санкции намного выше — порядком 270 тысяч долларов или тюремное заключение сроком на 2 года.
Почему на борту все-таки есть пепельницы?
Пассажиры видят на борту многих авиалайнеров на своих местах пепельницы. Отчего им кажется, будто в самолётах можно курить. Хотя на самом деле запрет действует, а эти приспособления лишь напоминают о тех временах, когда в салонах разрешалось покурить.
Даже сейчас обязательно в туалете каждого лайнера должна находиться пепельница, которую невозможно не увидеть. Такое правило придумано авиационным европейским агентством на тот случай, если вдруг какой-то пассажир «сорвётся» и не станет выполнять запрещающее курение требование. Покурив сигарету, он выбросит тлеющий пепел и окурок не в мусорный ящик с бумагой, где тот наверняка разгорится, а в пепельницу. Правда, незаконного курильщика могут заметить дымовые датчики, которые сразу же сработают.
Где и как курят в самолете?
Желающие покурить на борту лайнера всё равно найдут способ это сделать. Порой их не пугают ни высокие штрафные санкции, ни внесение в «чёрный список» и запрет на любые перелёты.
Курение в туалете самолёта
Некоторые пассажиры умудряются покурить в туалете авиалайнера незаметно. Они выдыхают дым в унитаз, а во время курения включают воду. Сам дымовой датчик прикрывают плёнкой или одеждой. Правда, такие ухищрения редко остаются незамеченными. Попавшись на горячем, пассажиры, как правило, отрицают свою вину или предлагают бортпроводникам взятку — 5 000–10 000 рублей.
Можно ли курить в бизнес-классе?
Желающие покурить во время длительного перелёта покупают билет в бизнес-класс. Правда, подобную услугу редко предоставляют авиаперевозчики. В салоне такого типа также запрещено поджигать что-либо во время полёта. Однако некоторые авиаперевозчики (Emirates) разрешают своим VIP-пассажирам пользоваться кальяном.
Уловки заядлых курильщиков-нарушителей
О запрете курения на борту любого лайнера свидетельствуют наклеенные на панелях стикеры, индикаторы, зажигающиеся в момент взлёта или посадки, на которых появляется зачёркнутая сигарета. На спинках кресел имеется надпись о том, что курение в авиалайнере запрещено. На входе и в самом туалете также висит напоминание о действующем запрете. Однако пассажиры часто нарушают установленные авиаперевозчиками правила. Если их ловят на горячем, они отрицают свою вину или предлагают взятку бортпроводникам.
Мало кто знает, что в туалете самолета под раковиной за дверцами располагается специальное кольцо. Оно существует для прочистки засоренной раковины. Если за него потянуть, воздух из туалета через сливное отверстие в раковине начинает выходить наружу самолета за счет разницы давления. Если одновременно тянуть за это кольцо и выдыхать дым в отверстие в раковине, то пожарная сигнализация самолета не сработает.
Если человек не может без курения, он ищет способы обойти запреты. Одним из таких является использование в самолете электронных сигарет. Перед тем как воспользоваться этим прибором, нужно спросить разрешение у стюардессы. Не смотря на то, что такие крупные авиаперевозчики, как Аэрофлот и S7 официально запрещают использовать на борту своих лайнеров даже электронные сигареты, зачастую стюардессы идут на встречу и разрешают «парить» вейп. Некурящим пассажирам не следует волноваться, ведь электронные сигареты выделяют вместо едкого дыма обыкновенный водяной пар. Он не имеет никакого запаха и не представляет собой какую-либо опасность для здоровья других.
Имейте ввиду, датчики дыма в самолете срабатывают в том числе на пар от электронных сигарет потому что оснащены оптическим сенсором.
Устройство датчика дыма
Если же стюардессы принципиально запрещают курить даже электронные сигареты, Вы можете воспользоваться никотиновыми пластырями или пастилками.
Штрафы и ответственность
За курение в салоне авиалайнера положено наказание в виде штрафа. Правда, предварительно нужно зафиксировать акт нарушения пассажиром установленных правил, причём делается это в письменной форме. Его обязательно подписывают свидетели. Штраф за курение в самолёте — 50 000 рублей.
Кто может штрафовать?
Правда, члены экипажа оштрафовать нарушителя не имеют права. Такими полномочиями обладают только полицейские. Это значит, что по прилёте в аэропорт пассажира, нарушившего запрет, будет ждать полиция. Если действия нарушителя принесли авиаперевозчику серьёзный ущерб, его дело передадут в суд. Впоследствии судебные органы назначат гражданину штраф, размеры которого могут составлять 50, 100 и даже 500 тысяч рублей.
Размеры штрафов
Каждая авиакомпания может самостоятельно обозначить размер штрафа. Согласно законодательным нормам РФ он составляет 50 000 рублей. Если авиапассажир курил на борту иностранного лайнера, находясь в полёте за границами России, ему придётся отвечать по закону иностранной державы. Нарушителя могут посадить в тюрьму или назначить ему огромный штраф. К примеру, в ОАЭ сумма взыскания за нарушение правил составляет 270 тысяч долларов.
Что делать, если курят другие люди?
Если пассажир видит, что в салоне авиалайнера курят, он должен сказать об этом членам лётного экипажа или стюардессе. Можно снять на видео или сфотографировать сам факт курения. С имеющейся доказательной базой желательно обратиться не только к экипажу лайнера, но и в полицию. Правда, сделать это можно будет лишь по прилёте в аэропорт. Самому делать замечание курящему человеку не рекомендуется. Он может слишком эмоционально отреагировать на такое обращение.
Мнения психологов и общественности
Некоторые пассажиры испытывают во время перелёта сильный стресс. Особенно их огорчает тот факт, что они не могут успокоиться привычным способом, то есть вытянуть из пачки сигарету и закурить. Из-за этого, по мнению психологов, они сильно раздражены, много нервничают и испытывают дискомфорт. Их состояние можно слегка подкорректировать, а иногда даже привести в норму, если вместо сигарет предложить содержащие никотин различные субституты. Некоторые авиаперевозчики бесплатно предлагают своим пассажирам никотиновые жевательные резинки, пастилки, таблетки, ингаляторы или пластыри.
Многие авиапассажиры против курения на борту лайнера. Ведь оно не является жизненно важной необходимостью. По данным соцопроса, более половины пассажиров высказались негативно в адрес курильщиков, нарушающих установленные на борту лайнеров запреты. Правда, половина из них сами являются заядлыми курильщиками. Многие считают, что ничего страшного с человеком не произойдёт, если он потерпит, и не будет курить хотя бы 3 часа, во время которого длится перелёт. По прибытии на аэровокзал можно будет курить сколько душе угодно.
Курение на борту многих авиалайнеров запрещено. Это касается не только российских авиаперевозчиков, но и многих зарубежных. Если граждане РФ, уличённые в нарушении правил перелётов российских авиаперевозчиков, «отделываются», как правило, замечаниями или предупреждениями, то их проступки на борту иностранных лайнеров могут повлечь куда более серьёзные последствия. Нарушителя могут посадить в тюрьму на месяц или несколько лет. Ему могут выписать заоблачный штраф. Лучше не рисковать и во время полёта не курить на борту любого авиалайнера.
Можно ли курить в самолете: штрафы за нарушение правил
Все российские и зарубежные авиаперевозчики запрещают пассажирам курить на борту самолета. За нарушение этого правила предусмотрен большой штраф.
В статье мы рассмотрим, по каким причинам курение на борту самолета было запрещено, когда это произошло, можно ли курить электронные сигареты, какие санкции ждут за курение в салоне авиалайнера.
Почему нельзя курить в самолетах
Запрет на курение в пассажирских самолетах был введен по трем основным причинам. Рассмотрим их.
Причины запрета:
- Пожароопасность. Выброшенный и до конца не потушенный окурок может стать причиной пожара на борту, что приведет к авиакатастрофе и гибели людей.
- Неудобства для некурящих пассажиров. В самолете могут лететь беременные женщины, дети, аллергики и т. д. Дым от сигарет проникает в пассажирский салон и ни одна система кондиционирования не сможет устранить этот неприятный и токсичный запах.
- Дым от сигарет сильно загрязняет воздушные фильтры, установленные в самолете. Если курить на борту, перевозчику придется регулярно выполнять очистку и замену оборудования. К тому же со временем от табачного дыма желтеют панели в салоне. Все это влечет дополнительные расходы для авиакомпании.
Конечно, самой главной причиной запрета курения в самолете являются высокие риски возгорания на борту. Если вы желаете безопасно добраться до места назначения, откажитесь на время полета от вредной привычки. Предлагаем также ознакомиться – правила поведения пассажиров в самолете для безопасного полета.
Когда запретили курить во время полета
Еще несколько десятков лет назад пассажирам не запрещалось курить на борту пассажирского лайнера. Авиакомпании только ограничивали режим курения при взлете, посадке, а также при входе в зону турбулентности. Но так как во время полета неоднократно случались различные инциденты по вине курильщиков, перевозчики изменили свои правила и ввели запрет на курение при перелете.
Россия
Первый запрет на курение в самолете ввела авиакомпания Аэрофлот в 2000 году. Пассажирам на борту предлагались специальные жвачки и другие субституты, заменяемые никотин.
В этот же период стали вводить запрет на курение в самолете и другие перевозчики, правда, изначально это правило распространялось только на коротких рейсах продолжительностью до 3-х часов.
С 2013 года в России был введен официальный закон, запрещающий курение в пассажирском самолете независимо от продолжительности рейса. За нарушение этого правила предусмотрен штраф в приличном денежном эквиваленте.
Европа
В самолетах европейских перевозчиков запрет на курение был введен еще в 80-е годы прошлого века. На сегодняшний день покурить во время перелета можно только на специальных рейсах германской авиакомпании Smintair. Билеты на такие рейсы распродаются по тарифу бизнес и первого класса.
Америка
Авиакомпании США запретили пассажирам курить на борту авиалайнеров еще в 1988 году. До сих пор в самолетах американских перевозчиков висят таблички, напоминающие о запрете курения во время перелета.
Самые строгие запреты на курение в самолете введены в странах Азии. Нарушителя могут наказать не только штрафными санкциями. В некоторых азиатских странах за такой поступок предусмотрена уголовная ответственность.
Курили ли в самолете в СССР
До 1986 года на борту советских пассажирских самолетов курение было разрешено. В лайнерах создавались специальные места для курильщиков, включалась система кондиционирования, но даже такие меры не позволили исключить проникновение табачного дыма в салон. Из-за частых жалоб пассажиров с детьми и других некурящих путешественников авиакомпании решили ввести запрет на курение в самолете.
В 90-е годы после развала СССР запрет на курение во время перелета был отменен вплоть до 2002 года, когда многие компании стали запрещать пассажирам курить во время авиапутешествия.
На сегодняшний день все российские перевозчики придерживаются этого правила и карают нарушителей крупными штрафами. Курильщик в самолете быстро распознается, так как во всех авиалайнерах установлены специальные системы, реагирующие на табачный дым.
Можно ли курить в бизнес-классе самолета
Закон о запрете курения на борту пассажирского воздушного судна распространяется на все классы обслуживания, в том числе по тарифу бизнес. С вариантами классов обслуживания и бронирования билетов можно ознакомиться тут.
Можно ли во время перелета курить электронные сигареты
В самолете во время перелета пассажирам запрещено курить сигареты, в том числе электронные. Запрет на употребление данных аксессуаров был введен в 2014 году.
Можно ли курить IQOS (айкос) в самолете
Во время полета также нельзя курить айкос. За нарушение закона пассажиру придется заплатить штраф.
Штрафы за курение во время полета
В соответствии с действующими законами РФ за курение в самолете предусмотрено наказание в виде штрафа, размер которого может достигать 50 000 рублей.
Чтобы во время перелета курильщики не проявляли типичную раздражительность, что является характерным симптомом при длительном воздержании от сигарет, авиаперевозчики предлагают альтернативное решение – во время полета использовать субституты: жевательные резинки с содержанием никотина, мятные конфеты, таблетки, пластыри и ингаляторы, рекомендованные для тех, кто хочет бросить курить. Некоторые авиакомпании даже предлагают данные заменители на борту для всех курящих пассажиров.
Всем активным курильщикам мы все же рекомендуем не надеяться на бесплатную раздачу субститутов в самолете. Заранее купите для себя подходящие заменители никотина и возьмите их в ручную кладь. Это позволит провести перелет без стресса и раздражительности.
Курить нельзя: история запрета
Содержание
Почему запрещено курить в самолёте?
Курить в салоне самолёта нельзя. Это известно всем. Но почему? И как это влияет на полёт? Основных причин три.
- Курение может стать причиной пожара. Непотушенный окурок однажды повлёк за собой катастрофу. В 1973 году курильщик бросил окурок в корзину для мусора вместо пепельницы, что повлекло за собой пожар в хвостовой части самолёта, унесший жизни 123 человек.
- Курение нарушает права некурящих. Ведь даже в ресторанах когда-то были столики для курящих и некурящих, а потом и вовсе в силу вступил полный запрет. Так и в самолёте: кто-то курит, кто-то нет. Раньше системы кондиционирования не справлялись с отведением дыма, и смог проникал в зону для некурящих. От этого страдали люди с аллергией, беременные и другие пассажиры, не переносящие дым.
- Курение увеличивает расходы авиакомпании. Перевозчику придется дополнительно заниматься очисткой и заменой фильтров. Панели салона также могут желтеть, а пассажиры не всегда аккуратны с окурками и могут прожечь сиденье.
Электронные сигареты относятся к категории парогенераторов, и действие закона на них не распространяется. Брать вейп в самолёт — разрешено, но авиакомпании также ограничивают их использование на борту ввиду большого количества паровой завесы. Курить электронные сигареты нельзя также, как и обычные.
Почему в салоне есть пепельница и знак запрета курения?
Самая распространенная версия — самолёты с пепельницами были введены эксплуатацию до запрета. Однако, и в новых лайнерах есть пепельница. Зачем?
Представители авиакомпаний рассказывают, что пепельницы оставляют на крайние случаи для курильщиков со стажем. Чтобы они не выбрасывали окурки в урну, по правилам пожарной безопасности пепельницы должны быть. Таких курильщиков, конечно же, поймают дымовые датчики. Некоторые пытаются изловчиться, выдыхая дым в унитаз в туалете, прикрывают датчик одеждой, но редко остаются незамеченными.
Авиакомпания Россия сообщает, что с мая 2019 года зафиксирован 61 факт курения на борту, 47 из них было сдано в полицию.
Это интересно! По статистике 43% курящих могут без особого труда не притрагиваться к сигаретам свыше десяти часов.
История запрета на курение в мире
Курение на борту ранее было разрешено в полёте, но запрещено во время взлета, посадки и в моменты турбулентности.
Первый запрет на курение был введен в США Рональдом Рейганом в 1988 году, после него все авиакомпании США подписали указ о запрете на всех рейсах. После подобные запреты были введены в Европе.
В России последним российским авиарейсом, на котором разрешалось курить, был рейс “Аэрофлота” SU527 Москва-Шанхай, 30 марта 2002 года. После него был введен первый запрет. Авиакомпании начали выдавать курильщикам жвачки с никтоином, чтобы облегчить перелёт. В начале 2000-х годов другие авиакомпании также поддержали запрет. А в 2013 году вышел закон N 15-ФЗ, строго запрещающий курение на борту любого авиалайнера, совершающего любой по времени полёт.
Что будет, если покурить?
Официальный штраф за курение в России по по ч. 1 ст. 6.24 КоАП РФ составляет от 500 до 1 500 ₽. А вот штрафы авиакомпаний бьют по карману сильнее: при обращении в суд перевозчик может выиграть до 500 000 ₽ на санобработку туалетной комнаты, системы вентиляции, на топливо и все убытки в случае совершения вынужденной посадки. Так сообщает авиакомпания Победа. В будущем пассажира могут внести в чёрный список.
По законодательству Канады курение на пассажирском лайнере наказывается штрафом до 5 тысяч долларов, но может караться и тюрьмой. В январе 2017 года Королевский суд Великобритании признал виновным Джона Кокса, который закурил на борту и спровоцировал настоящий пожар. Нарушителя приговорили к четырем с половиной годам заключения.
В Катаре в 2016 году на борту лайнера Qatar Airways был задержан русский турист, которому предложили два варианта решения проблемы: заплатить штраф 80 долларов или тюремное заключение. В Судане нормальная практика – получить 30 ударов плетью за отказ потушить сигарету на борту. В Китае могут наложить штраф, размер которого приравнивается к стоимости билета.
Курить в самолёте нельзя. Тогда зачем там нужны пепельницы?
Масштабная борьба с курением во время полётов началась в конце ХХ века. В 1986 году запрет на курение на коротких рейсах был принят в России, в 1988 году в США, чуть позже в странах Европы. В 2000 году в России запретили курить и пассажирам дальних рейсов. Тогда же в салоне появился стикер с надписью «В туалете не курить». В Но пепельницы почему-то убирать не стали. Почему?
Можно предположить, что многие самолёты были собраны ещё до введения запрета на табакокурение, и пепельница является пережитком прошлого, морально устаревшим элементом конструкции. Однако, её можно увидеть и в новеньких авиалайнерах, только что сошедших с конвейера. Поэтому теория о «старых» самолётах не выдерживает критики.
Обращаемся за комментариями к представителям авиакомпании «Аэрофлот». Оказывается, несмотря на строгий запрет и огромные штрафы, некоторые курильщики со стажем не могут обойтись без сигарет, особенно во время длительных авиаперелётов. Чтобы они не бросали окурки в мусорный бак, наполненный бумажными отходами, было принято решение оставить пепельницы в туалетных кабинах самолёта. Поэтому наличие пепельницы на борту – это вынужденная мера, обеспечивающая пожарную безопасность во время полётов.
В истории гражданской авиации было несколько инцидентов, связанных с возгоранием самолётов по вине курильщиков. Так, в 2009 году один из пассажиров авиалайнера, летевшего из Англии в Мехико, бросил окурок в мусорный бак с бумагой. Из-за пожара, вспыхнувшего в туалетной кабине, самолёту пришлось совершить экстренную посадку. К счастью, в результате инцидента никто не пострадал.
Аналогичный инцидент произошёл в 1973 году на борту самолёта, летевшего из Бразилии в Париж. Курильщик отправил окурок в мусоросборник, в результате чего произошло возгорание, салон наполнился клубами едкого дыма. Из 134 человек, которые находились в тот момент на борту, в живых осталось только 11. Остальные 123 погибли от асфиксии.
Несмотря на эти страшные примеры, курение в самолёте остаётся весьма распространённым явлением. Бортпроводники авиакомпании «ЮТэйр» отмечают, что чаще всего нарушители встречаются на борту самолётов, следующих в Среднюю Азию. Здесь пытаются нарушить правила почти на каждом рейсе. Самые распространённые аргументы курильщиков: «Ой, а что будет-то? Я же только чуть-чуть!» и «Если я не покурю, у меня начнёт кружиться голова». На чартерных и региональных рейсах по России примерно раз в две недели курят бизнесмены. За возможность покурить в туалете они готовы заплатить бортпроводникам 5-10 тыс. рублей.
Вот как комментирует ситуацию представитель авиакомпании British Airways: «Курить во время полётов строго запрещается. Но если уж кто-то решит нарушить правила, у него должна быть возможность полноценно потушить окурок, чтобы не подвергать риску жизнь других пассажиров. British Airways в адрес курильщиков на каждом рейсе приносит им извинения за причинённые неудобства. Но главная задача современных авиакомпаний заключается в обеспечении безопасности во время полётов».
Итак, табакокурение – это бич современности. Поэтому перед каждым полётом авиакомпании убедительно просят пассажиров не курить на борту самолёта, ведь любая неосторожность может привести к пожару. Тогда на кону окажутся жизни и здоровье всех остальных, ни в чём не повинных пассажиров. Конечно, в самолетах есть стационарная система автоматического пожаротушения, но тем не менее, авиаперевозчики не хотят рисковать жизнями и здоровьем людей, поэтому, на всякий случай, оставляют пепельницы. А что скрывается под надписью No Smoking — это уже другая история.